Крупные проекты необходимо делить на части, а большие тексты разбивать на главы. Читателю легче приступить к чтению крупного проекта, если он разбит на небольшие части.
Свою замечательную книгу «Птица за птицей» Анн Ламотт назвала благодаря истории, случившейся с ее братом. Когда ему было десять лет, мальчику задали в школе написать доклад о птицах. По свидетельству самой писательницы, он впал в ступор из-за необъятности задачи. Отец сумел помочь школьнику – сев рядом и обняв его, он сказал, — «Птица за птицей, дружок. Просто бери птицу за птицей». Подобный совет не помешает никому из нас, чтобы мы не забывали дробить крупные задания на мелкие части, большие тексты – на главы, а объемные главы – на эпизоды. Подобная рекомендация не только помогает, но и стимулирует.
В компании коллег-журналистов я всегда провожу мини-исследование первым вопросом из которого является, — «Бежал ли кто-нибудь из вас марафонскую дистанцию?» Положительно отвечает примерно один человек из ста. Далее я спрашиваю, — «Кто в состоянии пробежать 26 миль, имея для этого хорошую мотивацию и подготовку?» Здесь положительных ответов уже полдюжины. Третьим вопросом следует, — «Смогли бы вы пробежать марафонскую дистанцию за 52 дня — по полмили в сутки?» Большинство коллег отвечают утвердительно. По меткому выражению Дональда Мюррея, — «В день страница, в год – книга».
Когда мои дети были маленькими, я взял на себя обязанности по преподаванию правописания в начальной школе. По окончанию каждого занятия я делал заметки в журнале, на что никогда не требовалось больше десяти минут. Какие темы мы прошли? Как отвечали ученики? Почему Бонни отказывалась писать? По прошествии трех лет этих записей хватило на целую книгу о том, как научить детей писать. Никогда до этого я не создавал книг и совершенно не представлял, с чего ее нужно начинать. Я просто взял журнал и перенес оттуда заметки в книжку. В результате вышло 250 печатных страниц, которые легли в основу монографии «Свобода писать: журналист учит юных писателей». Из маленьких капелек слов получаются лужи, потом ручьи, превращающиеся в большие озера.
Я никогда не предполагал, что смогу осилить серию рассказов, объединенных единой тематикой. Мне казалось, что сочетание журналистики и писательства чересчур сложное дело. В то же время я знал, что вполне в состоянии написать газетную колонку – если информация собрана заранее, то текст можно составить за полтора часа. Благодаря этой психологической установке я взялся за работу над серией «Три маленьких слова», в которой все главы были длиной в колонку, т.е., примерно 850 слов. Я решил, что не смогу написать серию, но вполне готов создать 29 колонок, а затем связать их. Таким способом мне удалось выполнить задание в необходимые сроки.
Сила и мощь этой привычки сродни силе Гарри Поттера, впервые узнавшего, что он великий волшебник. В этот момент Вы знакомитесь с приемом №37 годовой серии, состоящей из 50 статей. Скажи я редакторам, что намерен написать книгу о примах письма, мне бы не удалось исполнить свой замысел. Вначале проект по созданию книги кажется невыполнимым, словно попытка обхватить сумоиста. Поэтому я и объявил о будущей серии из пятидесяти небольших эссе, посвященных методике написания текстов с периодичностью одна-две заметки в неделю.
Не исключено, что похожим образом появилась книга «Бог – Пастырь мой», которая сейчас лежит на моем столе. В предисловии ее автор Гарольд Кушнер пишет следующее.
«Идеи этой книги являлись предметом моих раздумий более 40 лет, с тех пор, как я стал раввином. Читая Псалом 23 на поминках, похоронах или возле постели умирающего, я всегда удивлялся силе этого текста, его способности успокоить устрашенных и утешить скорбящих. Непосредственным толчком к созданию книги стали ужасные события 11 сентября 2001 г. В дни после драмы репортеры и обычные прохожие задавали мне один и тот же вопрос, — «Как такое допустил Бог? Где Он был?» В ответ на это я говорил, — «Бог никогда не сулил, что жизнь будет справедлива. Господь сказал, что если мы будем бороться с ее несправедливостями, то не останемся в одиночестве, поскольку Он будет с нами». Именно тогда я понял, что главный ответ находится в Псалме 23».
Все писатели стараются найти ключевую идею для своего рассказа. Какая же может быть главная идея книги, посвященной одному единственному псалму длиной в 14 строк, имеющему грандиозную силу в христианстве и иудаизме? Можно ли представить книгу о молитвах «Аве Мария» или «Отче наш»? Каким образом выстроить структуру данного текста и организовать его чтение? Гарольд Кушнер отыскал изящное решение – каждый абзац посвящен отдельной строке Псалма 23. В книге есть главы «Если я пойду и долиною смертной тени», «Чаша моя преисполнена», «Господь – Пастырь мой» и т.д. Эта, разделенная на 15 небольших глав книга объемом 175 страниц, стала в США бестселлером.
Практикум
1. Если Вы хотите написать литературное произведение крупной формы, но стать его автором мешает масштабность и длина, следует убить монстра. Возьмите ежедневник и разбейте работу на небольшие задания – части, главки, сценки, эпизоды. Напишите один из таких кусочков, не используя дополнительную информацию. Посмотрите, что получится.
2. Пребывая в книжном магазине, пролистайте толстые тома – мемуары, романы, альманахи. Постарайтесь осмыслить структуру книги, ознакомившись с ее оглавлением. Посмотрите — как дробятся отдельные главы. По мере чтения учитесь различать составные части целого.
3. Классический пример разделения большого текста на мелкие структурные элементы – Библия. Читая ее, обратите внимание на организацию книг. Проведите сравнительный анализ, например — Псалмов, Книги Бытия и Песни Песней.
4. Перед началом работы над следующей статьей, составьте в блокноте ее примерный план. Не стоит писать – начало, середина и заключение. Эти крупные части разбейте на мелкие фрагменты.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru