Мы с вами привыкли к тому, что в любом фильме ведется прямая сюжетная линия, которая показывает зрителю все действия по порядку, постепенно до самой развязки. Лишь немногие режиссеры позволяют себе отступления от этого правила, включая в сюжет, например, монолог главного героя, обращенный к зрителям. Такие приемы помогают максимально раскрыть характер героя, а иногда являются предвестником каких-либо кардинальных изменений сюжета, разогревая любопытство зрителя в ожидании продолжения сюжета.
Например, первые порнографические фильмы прерывал «доктор» в белом халате, который для возрождения общественной морали описывал важность секса в семейной жизни. Зритель не смотрел бы этот монолог, будь он в самом конце фильма. А в данном случае – налицо ожидание продолжения «горячего» сюжета.
Такой прием изложения называют «ломаной линией». Кратко его суть можно охарактеризовать таким образом: рассказывая историю, автор прерывается на отступления для повествования о самой истории. Это некое совмещение повествования и репортажа широко применяется при написании журналистами статей, не связанных с новостями.
Одним из известных изданий, достаточно давно практикующих написание подобных эксцентричных передовиц, является газета «The Wall Street Journal».
Вот, например, одна из статей, связанная с трагедией в Нью-Йоркском Всемирном Торговом Центре. Ее автор, Кэн Вэллс, начинает свой рассказ с описания обычного трудового дня почтальона Эммы Торнтон. Читая о том, как она ежедневно разбирает почту, приходящую для «Всемирного Торгового Центра», читатель может сразу даже не понять, в чем же заключается интрига. Но вот автор объясняет историю писем, адресованных в здание, которого больше нет, людям, которые уже никогда их не получат, потому что их жизнь прервалась в тот злополучный день, 11 сентября. Не только Америка, но и весь мир пишет письма, адресуя их «пострадавшим», «в любой департамент полиции» и «полицейским собакам с места трагедии». А еще среди содержимого этих конвертов — деньги, еда и даже лакомства для собак-спасателей, участвовавших тогда в поиске людей.
Автор объясняет сложности, которые создала эта трагедия для Почтовой Службы США, ибо ранее обслуживаемые компании, офисы которых находились в этом здании, разъехались по разным адресам. А на адрес Всемирного Торгового Центра продолжает приходить корреспонденция.
И только после объяснения автор продолжает рассказывать о том, что же является конечным пунктом следования Эммы Торнтон — небольшая каморка в Северной башне, окруженная высокими металлическими полками с кармашками.
Такой подход к написанию статьи дает в результате некий текст-гибрид, в котором автор описывает событие, а потом объясняет его, или наоборот, собственный репортаж заканчивает описанием конкретного факта.
Автором этого удивительного приема является Николас Леманн, декан Колумбийской Высшей Школы журналистики. Тематика его собственных книг – злободневная американская действительность. Но повествования автора, увлекающие читателя в новый мир, прерываются подробными объяснениями, объясняющими особенности этого мира.
В одном из своих ранних произведений «Земля обетованная», рассказывая об афро-американской семье из штата Миссисипи, Леманн прерывает подробности их жизни для того, чтобы на основании существующей действительности объяснить предпосылки развития общества, в котором живут наши герои. На помощь автору приходит история, социология, антропология и этнография. Особо впечатляет, что автор умеет вовремя остановиться и вернуться назад к повествованию. Благодаря этому обобщенные объяснения не только не утомляют читателя, а, наоборот, захватывают.
Для того, чтобы научиться использовать технику «ломаной линии» попробуйте для начала найти примеры репортажей в газетах, где прочитав начало статьи, можно мысленно задать вопрос: «И что из этого?» И тут же получить на него ответ автора.
А среди собственных готовых работ также можно отыскать статью, которая бы стала лучше от использования такого приема. Возможно, в некоторых из них вы увидите, что, объяснив суть описанного в начале события, вы снова вернулись к сюжетной линии. Именно тогда такой переход не станет простым дешевым трюком, а сделает статью захватывающей и интересной.
По материалам статьи автора Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru