Если вы пишите серьезную статью с глубоким смыслом и на сложную тематику, в любом случае очень полезна будет обыгрывание слов. Главное, выбирать слова, которых боится средний писатель (он всегда стремится к высокопарным словам, чтобы придать себе значимости, но это усложняет задание «понять» читателю), и которые понимает средний читатель.
Писатель, подобно скульптору, который очень внимательно обходится с глиной, создавая просто, и в это же время гениально. Он создает свой мир из разных слов и предложений. Например, ранних английских писателей величали создателями.
К тому же, настоящие авторы обыгрывают слова, даже в тех текстах, где говорится о смерти:
Вот так поэт Дилан Томас из Уэльса писал для своего отца, который уже умирал «Не уходи спокойный в эту мягкую ночь. Борись, борись против умирания света».
Это наглядный пример того, как можно игру слов и смерть объединить в одно целое. Поэт заменяет слово «спокойно» выражением «спокойный», чтобы особенно выразить свою печаль к происходящему, а используя слова «ночь-свет», создает ощущение сопротивления происходящему, приказывая бороться. Дальше в поэме он использует фразу «могильные люди, на пороге смерти, кто видит ослепшими глазами»… Здесь «могильные люди» превращается в оксюморон (сочетание не сочетаемого), где и появляется четкая игра слов.
Так и журналист. Он, подобно поэту, создавая заголовки, совмещает в одной фразе целый мир.
Очень ярко это можно увидеть в одном из таких заголовков в статье, которая рассказывает о жестокости войны в Ираке: «Толпа, торжествуя, растерзала трупы четырех умерших американцев».
Здесь толпа, трупы и американцы – обыкновенные номинации, которые можно встретить во многих статьях, а вот «растерзание» – это скорее что-то из животного мира: растерзала собака маленького ребенка. А вот «торжествовать» – слово, понятное всем, но редко используемое в контексте информационного материала, тем более – новостей.
При этом, ужасны и сами подробности новости: на американских офицеров, которые отвечали за безопасность, напали обычные граждане Ирака, сожгли их в машине, расчленили их обгоревшие тела. А останки трупов повесили на мосту на всеобщее обозрение. При этом, как говорится в статье, толпа радостно ликовала, наблюдая все это. Так, в тексте повторяются такие согласные, как т, рж, ш, т, лп, тр.
Часто встречается, что авторы начинают умышленно уменьшать свой словарный запас, ставя пред собой цель понизить сложность слов до уровня средней аудитории. Это ошибка, поскольку слова, не зависимо от их сложности, должны быть понятны благодаря контексту, или, в крайнем случае, должно быть разъяснение. Так получается, что, на самом деле, средний читатель обладает большим запасом слов, чем средний репортер. По этому, чем тщательней автор отбирает слова к статье, тем большего спроса она набирает у читателя.
К таким удачным авторам относится Келли Бенхам в газете «Санкт-Петербург Таймс» пишет: «Когда все услышали крики, никто не думал, что это петух
Двухлетняя Дешардонэ Гейнс гуляя дорожкой, волокла за собой игрушечную чудо-печку, когда она стала жертвой странного нападения животного на человека в памяти полицейских».
Подходя к выбору слов в тексте, автор очень ярко описывает дивную историю нападения петуха на ребенка. Итак, в чем игра слов: «крики» можно часто встретить в новостях, но почти никогда «петух». А слова «волочить», «прогуливаться» хоть и часты в разговорном жанре, но не в новостях.
Также здесь используются другие нетрадиционные для публицистики слова: дубасить, кукарекать, отважилась, животик, обритый, перемешивать, шлепнуть, причудливый и другие.
Каждый человек, если взглянуть на его словарный запас, владеет большим количеством пассивных слов, в то время, как активный запас слов очень скуп и краток. А статья, что и дает ей привилегии, расширяет этот запас активного словаря человека.
Поэт Дональд Холл уверен, что писатель просто обязан учится чувствовать слова изнутри, каждое по-своему, индивидуально. Холл утверждает, что главное качество автора – это воображение, а второе — мастерство. Раздельность этих понятий несущественны и неинтересны читателю.
Практикум
1. Возьмите на обработку несколько новостей из разных новых газет. Подчеркните нехарактерные слова в публицистическом стиле.
2. Создайте статью, употребляя при этом разные слова, при этом, и нехарактерные. Предложите своему другу, чтобы он прочитал ваш текст, при этом проанализировал уровень сложности текста.
3. Возьмите материалы любимого вашего писателя и обратите внимание, как там используются необычные слова. Выбирайте из его текста способы игры со словами, особенно, если тема серьезная, проблемная.
4. Найдите писателя, чьи тексты вдохновляют вас на написание своих.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru