Как утверждал когда-то писатель Джозеф Конрад, главной задачей в написании сочинений состоит в том, что все планы и задумки должны не просто сформироваться и красиво выложится на бумагу, но и сформировать в единое целое, знать из чего начинать и чем заканчивать, и самая главная задача – заинтересовать чем-то читателя, чтобы ему хотелось прочитать все от начала и до конца, и чтобы конечный результат произвел впечатление.
Еще известный американский редактор Джин Робертс в начале своей карьеры учился работать так, чтобы текст был осязаемый. Каждое слово должно ощущаться, представляться, создавать ощущение, будто читатель все эти события видит, как будто происшествие разворачивается у него перед глазами, наводить на размышления и воспоминания, и что самое главное – создавать ассоциации.
Читателю нравится, когда автор скрупулезно углубляется в детали повествования, интересуется каждым даже самым маленьким и незначительным фактом, выискивать все детали, связанные с сюжетом. То есть, более понятными словами, проводит собственное расследование, для того, чтобы были известны не только факты, но и все предварительные обстоятельства дела, подробности о герое, чтобы лучше понять его, причины, мотивации, связанные события, а также последствия.
Даже если журналист не использует в материале всю информацию, ему надо держать ухо востро, так как каждый факт имеет значение. Имя и порода собаки, кличка петуха, выключатель, который никогда не выключается в память о погибшей дочери. Все факты, как результат любознательности, могут раскрыть картину событий лучше, чем выдуманные фантазии.
К тому же факты имеют значение не только как источник информации, но и как инструмент убеждения. Так, делая сюжет о погибших детях в результате взрыва бомбы, автор нашел вроде бы небольшой, но очень важный факт, который передает трагичность сложившейся ситуации больше, чем все описания кошмаров и негодования общества. Крупным планом была снята рука горюющей матери, которая сжимала в руке детскую туфельку. Зритель смотрел на эту руку и эту туфлю и понимал, что эта вещица – это все, что осталось в убитой горем матери, это единственное, что осталось от ее детей. Автор использовал этот визуальный ход для того, чтобы никто не оставался равнодушным к трагедии, обратил внимание на этот факт, скорбел и понимал.
Также в приемах письма, составленного Роем Питером Кларком для писателей и журналистов, предлагается такой практикум по усовершенствованию своих писательских навыков.
1) Найдите в газете и в романе строчки, где автор обращается к чувствам читателя.
2) Расспросите у своих друзей или знакомых их прозвища, которые их в самой большой степени характеризуют, а также клички их домашних животных.
3) Ознакомьтесь с работами любого хорошего фоторепортера и представьте, что вам нужно об этих снимках написать репортаж, на какие кадры или отдельные детали вы обратите внимание в первую очередь?
4) Попросите кого-нибудь показать вам содержимое своей сумки или ящика стола, и прокомментировать какие вещи там находятся? А сами в это время запишите все, что видите и слышите. А потом постарайтесь сделать вывод, какие предметы и детали лучше всего передают характер их владельца?
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru