Необходимо всегда максимально использовать возможности повествования. Многие журналисты часто ассоциируют слово «рассказ» как нечто романтично-легкомысленное, воображая себя странствующими поэтами современности, которые выдумывают басни да сказки. При всем при этом, зачастую, они готовят очень унылые и скучные репортажи. Естественно, что среди огромного количества разнообразных репортажей можно найти достаточно интересные. Здесь все зависит от читательских ожиданий и мастерства автора. Каждый написанный рассказ имеет определенную структуру и состоит из нескольких историй. Газетный материал иногда напоминает собой рассказ но, к сожалению, встречается крайне редко. Напрашивается интересный вопрос: По каким все-таки признакам можно отличить репортаж от рассказа. Исследовательница Луиза Розенблатт выделяет две основных причины, по которым человек читает:
- жажда новой информации
- новый опыт.
Репортажи утоляют голод в новом знании и информации, а рассказы помогают приобрести опыт. Репортажи сообщают нам новости, а рассказ помогает преодолеть границы пространства и времени перенести нас в совершенно иной мир и обстановку. Когда человек читает рассказ, его воображение рисует картины, увиденные в его содержании.
Как правило, репортаж пишется более официальным и строгим языком, указывая на конкретные факты общественной жизни. Рассказ же имеет более мягкую форму, включая в себя описания события и человеческих эмоций его сопровождающих. Каждый из данных форм повествований имеет свои специфические приемы. К примеру если использовать в тексте репортажа цитаты героев это придаст ему больше живизны. Рассказ имеет нечто подобное, но в виде диалогов между героями. Именно эти два приема усиливают эффект от прочитанного.
Существует правило 5W+H весьма популярное среди тех, кто делает репортажи для новостей. Понятие 5W+H состоит из начальных букв следующих английских слов:
Who→Кто
What→Что
Where→Где
When→Когда
How→Как
Такая вот пирамида из слов помогает вот уже нескольким поколениям журналистов неплохо справляться с заданием по правильной ориентации новостей. Такие простейшие элементы информации используются в каждом репортаже, словно застыв во времени. Таким образом, читатель находит свою собственную истину и делает свои выводы после прочтения.
Для того чтобы представить полноценную картинку можно воспользоваться примером Ричарда Залера. Он демонстрирует, как расплавить обязательные 5W+H в тексте превратив их в замечательный рассказ.
Кто→персонаж
Что→ место действия
Когда→хронология событий
Почему→причины и мотивы
Как→ происходящий процесс
Главная задача любого писателя определится, когда он пишет рассказ в противоположность репортажу. Джон Франклин говорит о том, что рассказ должен иметь ускорении и замедление, быть слегка запутанным и иметь развязку. Том Вулф наглядно продемонстрировал как с помощью литературных приемов, простой репортаж превращается в рассказ. Всего лишь нужно установить декорации, раскрыть некоторые детали, дополнив их красочными диалогами и менять позицию рассказчика. Читатель должен сопереживать герою, симпатизировать не зависимо от того кем именно он является. Мысленно задавая вопросы, когда, почему и как себя чувствует герой в данной ситуации. Повествование должно обязательно иметь историю и рассказчика для этого репортер должен стать таким рассказчиком.
Для того чтобы попрактиковаться необходимо:
- Почитать новости одновременно сравнивая репортаж и рассказ. Поискать моменты, в которых автор мог использовать повествование.
- Возьмите свои собственные работы и сделайте точно также. Найдите примеры, где использовались бы приемы рассказа.
- В повествовании огромную роль играет время в истории. Например, в момент, когда происходит важное событие, можно немного рассказать о его истории тем самым соединив элементы репортажа и рассказа.
Автор:Roy Peter Clark
Источник