Реклама больше не работает… по выслуге лет, ушла на пенсию.
Текущий экономический кризис является завершающим этапом перехода рекламного бизнеса в новую эпоху. Рекламный рынок Дальнего Востока претерпевает сильнейшие революционные изменения. Мировой экономический кризис – это завершающий этап перехода индустриальной цивилизации к постиндустриальной. А в информационном веке понятие реклама меняет свое назначение. Поэтому структура рекламного рынка меняется. Многие российские предприниматели уходят от концепции «маркетингового продвижения», сейчас компании большую часть своего рекламного бюджета закладывают в так называемый public relations. Продюссинг и пиар – два новых направления развития современного бизнеса. Мы наблюдаем, как компании начинают инвестировать в это направление свой рекламный бюджет. И это является показателем того, что мы переходим в новую экономическую эпоху, эпоху постиндустриального общества.
Современный предприниматель в моем понимании – это уже не производственник, а продюсер. Поэтому важно работать с теми рекламными агентствами, которые понимают что такое современная реклама.
Давайте посмотрим, какими фактами подтверждаются революционные изменения на Дальнем Востоке. Владивостокские и Хабаровские компании начинают менять структуру своего бизнеса. Компании уменьшают численность сотрудников, меняют способы общения с клиентами, съезжают с крупных зданий в небольшие офисы с численностью работников до 20 человек, в общем, сокращают свои масштабы, но, заметьте, самое главное, они сбрасывают с себя миллионные расходы и в итоге приходят к большим прибылям и хорошим финансовым показателям. Да, вы можете сказать, что компании так поступают не от хорошей жизни, это всё кризис и якобы экономическое положение в стране. В этом есть доля правды, но всё же мой опыт общения с клиентами показывает обратное. Компании переходят от индустриального типа ведения бизнеса к постиндустриальному. И подход подобных компаний к рекламе меняется.
Первое правило успешной рекламы и пиара в современном мире: ваше появление на рынке должно быть обсуждаемым, скандальным и громким. Вопрос — как это сделать? Давайте рассмотрим на примерах современный брендинг.
Начнем с очень скандальной и нашумевшей рекламная кампания «Live Unbuttoned» известной джинсовой марки Levi’s: «Ты ведь никогда не делал этого раньше?», — спрашивает девушка-подросток из рекламы. «Нет», — отвечает ей мальчик по мере того, как она расстегивает пуговицу на его джинсах. «У меня это уже в 34-ый раз», — говорит ему соблазнительница. Реклама «Live Unbuttoned» («Живи незастегнутым») – типичный пример современной рекламной концепции. Реклама не только отображает креативный подход создателей рекламы, но она также отображает новый революционный подход к бизнесу. Поэтому мы делаем вывод, что современная реклама – это продюссинг.
А не так давно Париж был взволнован серией плакатов, появившихся на стенах домов в разное время. На первом из них была изображена девушка в бикини, текст гласил: «Второго сентября я сниму лифчик». Второго сентября появился следующий плакат, на котором девушка действительно была без лифчика, но уже с новым обещанием: «Четвертого сентября я сниму трусики». Весь Париж ждал — снимет или не снимет? Сняла (правда, повернувшись при этом спиной). Парижан это не шокировало. Создатели данной рекламы активно используют сексуальные образы.
Упаковка товара, бренд, фирменный стиль – все эти атрибуты бизнеса стали важнее самого продукта.
Часто на переговорах с клиентами я слышу: «Вадим, нам нужен скандал, мы хотим, чтобы все было красиво, громко и шумно». Поэтому тенденции перехода к новому виду продвижения бизнеса видны уже сейчас. И самое интересное, что компании, которые начинают вести свою рекламную политику в новой формации на шаг опережают своих конкурентов.
Все примеры, которые я привел выше – это примеры креативного и революционного подхода к рекламе и продвижению. Не подумайте, что я являюсь сторонником креатива в рекламе, наоборот, мой опыт говорит обратное, дизайн, фирменный стиль для солидных компаний должен выглядеть строго и стильно. Но, даже имея такой строгий фирменный стиль, можно использовать современные технологии продвижения.
В моей практике я работал со многими дизайнерами и креативными директорами. Большинство, следуя общественной моде, стремятся к нестандартному креативному подхожу. Это конечно хорошо, но здесь кроется большая проблема, реклама – это очень индивидуальная вещь, поэтому одеть креативную рекламу получится не на всех. у каждой компании разный фасон и размер. Креатив не всем подходит.
Сейчас важно не только заниматься стандартным маркетингом, т.е. рекламой в СМИ, наружной рекламой и т.д. Чтобы бренд стал популярным – одной рекламой этот вопрос не решишь. Здесь нужны тонкие пиар ходы, слухи, скандалы. Проявляйте творчество и умейте чувствовать грамотный пиар ход.
Желаю Вам сильной интуиции и терпения,
Президент «Дальневосточной Ассоциации качества рекламы и маркетинга»
Тылик Вадим
1 комментарий
говоря о современном рекламном бизнесе, думаю, стоит вспомнить и об интернет-рекламе. Если кризис и ударил больно по традиционной рекламе, то интернет маркетинг, на мой взгляд, наоборот получил толчок к развитию. Интернет реклама ( не стоит в это понятие вкладывать лишь баннеры или контекстную рекламу, это и поисковое продвижение, и работа с тематическими площадками, и многое другое, что в общем можно было бы назвать комплексным интернет маркетингом) относительно намного дешевле, а за счет растущей интернет-аудитории и ее доверии интернету, как источнику информации, это направление рекламы динамично развивается. Развивая бизнес в интернете, можно достичь и «обсуждаемости», и «громкости» , при этом есть возможность направить рекламу на определенную аудиторию (целевую)
P.S. использование сексуальности в рекламе конечно привлекает внимание, но часто отвлекает от самого товара, поэтому прибегать к этому приему следует с умом