Автор статьи:
Метакапитализм — название зарождающейся экономической конструкции, использующей в своей работе последние достижения интернет.
Благодаря развитию электронной коммерции и выходу е-бизнеса на уровень В2В (business to business- системы электронной коммерции, в которых в качестве субъектов операций купли-продажи выступают юридические лица (компании)), современные компании превращаются во владельцев брэнда (торговой марки, патентных прав, имиджа) и отказываются от деятельности, требующей физического капитала. Для того чтобы эффективно использовать новые возможности, которые дает революция в электронном бизнесе, необходима кардинально иная модель управления компаниями и совершенно новые представления о бизнес- процессах, использующих возможности интернета.
Существующая модель бизнеса претерпевает в настоящее время фундаментальные изменения в полном соответствии с основным постулатом дарвинизма: компания либо адаптируется к новым условиям, либо погибает (кстати, об этом же любит упоминать Б. Гейтс). По мнению американских бизнес-стратегов, мировой бизнес сейчас строится и развивается совершенно по-новому, и это не удивительно. Однако более впечатляет вывод о том, что период, отведенный на трансформацию бизнеса, весьма короток — всего несколько лет, и именно этот период мы сейчас переживаем.
Некоторые компании (например, «Cisco Systems») уже вступили в процесс электронной революции и претендуют на роль лидеров новой экономики XXI века. Другим, в частности компаниям из отраслей тяжелой промышленности, еще предстоит осознать огромные возможности бизнеса, открытые интернетом. Но вне сомнений, выход на уровень В2В, не обойдет стороной ни один сектор экономики, оптимизирует всю цепочку отношений поставщик-потребитель, обеспечит сверхэффективность и приведет к взрывному росту мировых рынков капитала.
В ходе опроса топ-менеджеров из разных отраслей по всему миру, удивительной оказалась схожесть высказанных представлений о будущем. Участники опроса обоего пола обладали, как минимум, независимым складом ума, среди них были влиятельные мыслители и творцы, тем не менее, их взгляды во многом совпадали. Все как один отмечали колоссальные перемены последних лет и в то же время подчеркивали, что ожидают еще больших перемен, которые ассоциируются с интернетом и электронным бизнесом и проистекают из таких явлений, как глобализация и интеграция рынков капитала, упрощение производственных процессов, трансформация промышленности.
До революционных 2000-х (именно так сейчас называют нашу эпоху специалисты по долгосрочному планированию транснациональных бизнесов), бизнес строился по действующей, как минимум 100 лет, схемы, основанной на вложенном капитале, средствах производства (находящихся во владении бизнеса), и «человеческом капитале». Различие активов определялось различием бизнеса: производственные центры, центры распределения, финансовые институты, больницы или лечебные учреждения, магазины, телекоммуникационные компании, системы кабельного телевидения, развлекательные центры и т.д. Короче, модель бизнес-процессов большинства компаний интуитивно или осознанно строилась на концепции предприятия как пирамиды, в основании которой лежит физический капитал и которая построена для производства и продажи продукции. В конце 80-х и 90-х годах предложения по совершенствованию и синхронизации цепочки взаимоотношений поставщик-потребитель строились на допущении, что большинство составляющих этой цепочки должны находиться под контролем компании, зачастую в пределах ее «четырех стен». Компании действовали до некоторой степени независимо, нащупывая и создавая свою наилучшую цепочку и модель производства, и успокаивались только тогда, когда им удавалось держать под контролем все от начала до конца. Появление новых технологий отчасти изменило подобный подход и позволило целому ряду крупных компаний построить лучшую модель для внутренних процессов, а также стимулировало процесс стандартизации во многих секторах экономики. К концу 90-х годов большинство компаний все еще усердно трудились над совершенствованием цепочек взаимоотношений поставщик-потребитель и при этом внедряло новые системы для улучшения управления производством. В опросах руководителей крупного бизнеса в конце 90-х годов часто говорилось, что рынок больше не дает традиционным компаниям столь щедрого вознаграждения, как в прошлом. Все стремились (и стремятся) увеличить скорость и ответную реакцию бизнес-процессов, но, тем не менее, финансовые показатели традиционных компаний оказываются намного ниже показателей компаний, которые успешно применили электронные бизнес-технологии. Е-бизнес оказался более подвижным, гибким и смог добиться существенного прироста доходности капитала.
Руководители компаний в большинстве своем в настоящее время ощущают настоятельную необходимость перехода от традиционной модели бизнеса к декапитализированной модели е-бизнеса. В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности, брэнд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия их заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим капиталом, внешним структурам и в распределении их по цепочке поставщик-потребитель. Модель е-бизнеса уровня В2В, таким образом, разделяет компании на две группы: те, что имеют относительно небольшой капитал, но владеют брэндом, и те, что группируются вокруг брэнд-компаний, образуя сети внешних структур. Эти сети предоставляют брэнд-компаниям цепочки поставщик-потребитель, цепочки спрос-предложение, а также различные услуги, такие как обработка финансовой информации, учет, технологические сервисы, подбор персонала. Брэнд-компании с малым капиталом, работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур, — новое явление в бизнесе, которое иногда называют «сообществом добавленной стоимости» (СДС , англ.- value added community. Среди уже существующих СДС можно назвать VerticalNet, Chemdex, Bizzed.com, каждое из которых обслуживает конкретные промышленные группы или предлагает решения для функциональных задач). Динамичное взаимодействие между смежными СДС приводит к появлению еще более сложного образования — метарынка. Поскольку брэнд-компании передают внешним структурам производство деталей, системы материального производства, а также крупные участки окончательной сборки патентованных изделий и брэнд-продукции, они если и создают, то очень небольшие материальные запасы у себя. Если они что-то и производят, то ограничиваются узкоспециализированными узлами или просто формируют комплекты из систем и узлов, поставляемых сетью внешних структур. Короче говоря, крупные производители становятся системными интеграторами раздельно производимых узлов. Во многих случаях они могут вообще ничего не изготавливать, готовая продукция при этом поставляется сетью внешних структур в их центры заказа или напрямую потребителям. совершенно ясно, что перекладывание производства и связанных с ним производственных процессов на сеть внешних структур высвобождает огромный капитал, который может быть направлен на разработку брэндов, привлечение потребителя, управление снабженческой сетью и другие процессы, обеспечивающие лидерство в отрасли. Уже сейчас в высокотехнологичных и сетевых компаниях большая часть техники арендована. Например, корпорация «Microsoft», самая капитализированная компания в мире, имеет основные средства стоимостью всего несколько миллионов долларов. Напрашивается вопрос: «Что же тогда должна иметь в собственности корпорация?»
Модель В2В устраняет процессы, не создающие добавленной стоимости, облегчает доступ потребителей и совершенствует цепочку поставщик-потребитель в целом. В2В-компании могут использовать это преимущество, предлагая потребителям более качественный и эффективный доступ и большую чувствительность к их запросам, т.е. именно то, что увеличивает брэнд-капитал. Без преувеличения можно сказать, что для В2В-компаний необходима принципиально новая бизнес-модель, с абсолютно иными определениями бизнес-процессов. Готовый пример подобной трансформации предлагает автомобильная промышленность. В последние несколько лет в этой отрасли внимание сконцентрировалось на совершенствовании цепочки отношений поставщик-потребитель, сокращении времени вывода новых изделий на рынок и возрастающей глобальной интеграции. крупнейшие компании, такие как «Ford», «General Motors», «Daimler-Chrysler», в значительной мере смещают производство деталей и узлов автомобилей в сторону внешних структур, одновременно проявляя все больший интерес к инвестициям в дистрибуцию своей продукции и развитие дилерской сети (причем доля контактов с такими структурами посредством интернет, возрастает день ото дня). Такой статус позволяет им передать производство внешним структурам, образовать новые альянсы и сети поставщик-потребитель, организовать управление взаимоотношениями с внешними структурами, а самим сосредоточиться на повышении чувствительности к запросам потребителей, разработке новых моделей, дистрибуции, развитии системы обслуживания и ремонта. Одновременно идет процесс освоения интернета, как основного средства общения с потребителями и канала продаж. В СДС сетях брэнд-компании, в целях кооперации при разработке продукции и технических условий могут использоваться сетевые компьютерные технологии (например, если производители узлов и агрегатов находятся в разных городах или странах). При этом связи элементов сети построены на прикладных компьютерных технологиях купли-продажи, которые обеспечивают обмен информацией, проведение торгов и, наконец, формирование единой цепочки поставщик-потребитель. Фактически, брэнд-компании формируют собственные корпоративные узлы для оперативного взаимодействия со всеми структурами СДС.
Такие трансформации на рынке B2B подразумевают и встречные стремления со стороны потребителей. Для активизации и мотивации интереса потребителей, компании прибегают к созданию новых схем и инструментов взаимодействия покупателей с брэнд-кампаниями. Наиболее существенными считаются тенденции в новом направлении е-бизнеса под общим названием «мобильные офисы». Мобильные офисы используют в своей работе m-commerce (mobile commerce- формы ведения коммерческой деятельности проводимой с помощью мобильных, беспроволочных средств (сотовых телефонов, лэптопов, органайзеров, PDA и т.п.)). WAP и другие стандарты, позволяющие работать мобильным средствам с интернет-ресурсами обещают стать самыми распространенными стандартами в e-бизнесе. Свое внимание на такое положение дел обращают и производители мобильных средств (такие, например, как Motorola), которые предлагают собственные комплексные решения в области m-commerce. И как считают исследователи, благодаря такой активности на данном сегменте рынка, к 2004 году оборот m-commerce в США вырастит до миллиардов (по сравнению с 0 миллионами сегодня).
В ближайшие несколько лет возможности, открытые В2В-моделью, вызовут трансформацию ведущих компаний во всех секторах экономики. Динамичные метарынки, возникающие вокруг этих компаний, позволят перевести конкуренцию на «молекулярный» уровень бизнеса — уровень, на котором отдельные звенья цепочки поставщик-потребитель могут быть оптимизированы по таким критериям, как скорость, гибкость, стоимость, надежность и способность к быстрой интеграции с метарынком. Главный же вопрос для наших бизнесменов, сможем ли наш бизнес своевременно перейти на новые «рельсы» экономики?