[Статистика просмотренных страниц]материал подготовил: Михаил Брод 16.09.2003
Количество посетителей сайта — показатель, безусловно, заслуживающий внимания. Чем больше посетителей, тем значимее проект. Немаловажны и характеристики используемых посетителями сайта технических средств. Но эти показатели не отражают того, чем действительно интересуются ваши посетители. Они дают только количественные характеристики вашего проекта. Цифры, показывающие количество просмотров отдельных страниц и вариантов попадания посетителей на ваш сайт, дают качественные характеристики. Вот и поговорим сегодня о них.
Рассмотрим две группы качественных характеристик: просмотренные страницы и переходы. Под переходами понимается подсчет количества «попаданий» на ваш сайт с различных независимых от вас проектов (но как вариант могут быть и зависимые). Их можно условно разделить на несколько видов: каталоги, поисковые системы, другие сайты. С каталогов посетители могут попасть на ваш проект только в том случае, если вы сами, либо владельцы каталога, разместили в нем ссылку на ваш проект или какой-либо его раздел. Чем многоплановее проект, тем большее количество ссылок на его разделы может быть размещено в каталогах. Чаще всего владелец сайта проводит регистрацию самостоятельно. И здесь очень важно правильно разместить свой проект в той структуре, которая присуща каждому отдельному каталогу. У большинства из них она в той или иной мере уникальна, и сайт о ваших увлечениях в одном каталоге может попасть в раздел «Хобби», в другом — в «Персональные страницы». Прежде чем размещать ссылку в том или ином разделе, нужно посмотреть, какими ссылками он наполнен, сколько ссылок в нем уже находится, легко ли найти это раздел в общей структуре.
Хотя бум создания различных каталогов уже прошел, тем не менее таких сервисов в Сети много. Регистрировать свой сайт во всех каталогах — дело бессмысленное, да и не нужное. Но желательно, чтобы ссылка на ваш сайт попала в наиболее значимые и посещаемые каталоги и, безусловно, в тематические, которым наиболее всего соответствует ваш проект. Убедиться в том, насколько правильно вы спозиционировали размещение ссылки в структуре каталогов, и поможет статистика, показываемая Rax. По ней можно точно проследить, с каких каталогов пришли ваши посетители и в каком количестве. А статистика переходов со страниц даст информацию, с каких конкретно страниц попадают люди на ваш сайт.
Следующий вид внешних проектов — поисковые системы. Они сами просматривают Сеть, периодически собирая информацию с новых и изменившихся проектов. Как они это делают, рассматривалось в статье «Как работают поисковые системы». ваша задача — максимально использовать особенности поисковиков, чтобы при подборке ссылок на запросы, соответствующие тематике вашего проекта, ссылка на него попадала как можно ближе к началу списка. Цифры, показывающие количество переходов с разных поисковых систем, в определенной мере характеризуют вашу способность учитывать специфику поисковиков. В качестве дополнительной информации целесообразно просматривать и раздел статистики, где ведется учет текстов запросов, при которых ваш сайт попадает в формируемый поисковиками список. Это позволит уточнить набор ключевых слов для сайта и его страниц.
И, наконец, все остальные сайты, с которых приходят ваши посетители. В их число входят те проекты, с которыми вы обменялись ссылками, проекты, на которых опубликованы ваши материалы с указанием на первоисточник и, наконец, различные сайты, на которых крутится ваша реклама баннерной сети. Анализ данных по таким переходам позволяет проанализировать и действенность рекламы, и видимость ссылок на ваш проект. В качестве дополнительной информации Rax предлагает статистику внутренних переходов — переходов между страницами вашего сайта.
Теперь о последней части статис
тики — просмотренных страницах. Она позволяет проанализировать ваш сайт с точки зрения размещенной на нем информации (безусловно, для подсчета берутся только те страницы, на которых размещен код счетчика). И вот здесь — самая «вкуснота» для автора. Почему интересные с его точки зрения разделы и страницы посещаются неохотно? из-за чего посещаемость внутренних страниц превышает посещаемость главной? Такие и подобные им вопросы могут появиться после анализа небольшой колонки цифр.
Действительно, в силу каких причин уникальная информация остается невостребованной? Причин может оказаться много. В том числе — некорректное применение ключевых слов, неправильное их размещение на странице, в результате чего поисковики неверно проиндексировали ее. Возможно, неправильно составлены фразы заголовка страницы, также учитываемые при индексации. Другая причина может заключаться в неверно выбранном месте для размещения ссылки перехода на эту страницу вашего сайта. Возможно, она стоит в таком месте, где сливается с текстом, и посетитель ее не видит, либо ее текст мало что говорит посетителю, либо эта ссылка находится в окружении большого количества иных ссылок, и взгляд просто «проскальзывает» мимо нее.
Наоборот, превышение посещаемости внутренних разделов проекта по сравнению с главной страницей говорит о том, что она удачно спозиционирована в каталогах, правильно подобраны ключевые слова, и повторяемость их на странице «удовлетворила» поисковую машину, а может быть, побывавшие здесь раньше посетители занесли ее в свои записные книжки и теперь заглядывают сюда постоянно?
Статистику по просмотренным страницам можно просматривать и в другом разрезе. Если у вас кроме основного адреса есть дополнительный, например, основной адрес — http://pupkin.info а дополнительный — http://www.pupkin.info, то статистика покажет количество обращений по каждому из вариантов. Аналогично — при наличии зеркал сайта, если информация об этом введена при регистрации проекта в поисковике.
И еще один набор статистических данных — точки входа и выхода. Если по статистике просмотренных страниц можно выяснить, какие из них имеют наибольший спрос, то по статистике входа можно понять, приходят ли люди со своих закладок или из каталогов, или это поисковик в ответ на запрос пользователя выдает ссылку на одну из страниц вашего проекта. Если ваш проект периодически обновляется, то по появлению среди точек входа новых страниц можно судить о том, как часто обновляют свои данные поисковые системы.
иными словами, рейтинговые системы дают обильную пищу для размышления. Информации много, по ней можно делать различные выводы. Главное, наверно, заключается в том, чтобы эта информация и выводы способствовали развитию ваших проектов. И это будет самым важным результатом работы рейтинговых систем.