[вопросы поисковой оптимизации нестандартных элементов сайта]материал подготовил: Марат Давлетханов 30.08.2005
Ни для кого не секрет, что сегодня одним из самых эффективных методов продвижения коммерческого сайта является поисковая оптимизация. Под этим термином скрывается преобразование веб-проекта таким образом, чтобы в результатах поиска по определенным запросам ссылка на него выдавалась в числе первых результатов. Достигается это путем специальной переработки как самого контента, так и HTML-кода сайта. Однако нельзя забывать, что многие современные веб-проекты состоят не только из простого текста. Так что у их владельцев могут возникнуть серьезные проблемы с оптимизацией. Как их можно избежать? Вот об этом мы с вами, уважаемые читатели, и будем говорить сегодня.
Сразу стоит отметить, что не стоит беспокоиться владельцам подавляющего большинства динамических веб-проектов. Дело в том, что скрипты, написанные на языках программирования PHP, Perl и так далее, выполняются непосредственно на сервере, а посетителю предоставляется только результат их работы. То же самое происходит и с поисковым роботом. Он получает от исследуемого веб-сервера нормальный код, который может проанализировать. С проблемами могут столкнуться только владельцы тех сайтов, ссылки на которых оформлены в виде скриптов Java или JavaScript. В этом случае возможна ситуация, когда робот не сможет перейти по ним. То есть он сможет исследовать только ту страницу, на которую попал с другого сайта (обычно это заглавная страница), после чего спокойно перейдет к следующему заданию. Наверное, никому не нужно объяснять, что после такого анализа рассчитывать на сколько-нибудь значимые места в результатах поиска такой веб-проект не может. Впрочем, решается эта проблема очень просто. Достаточно отказаться от сложных скриптов и вернуться к простым, обычным ссылкам. Все-таки сегодня существует множество технологий, позволяющих решить практически любую задачу без использования в ссылках Java-скриптов.
Поисковые роботы нормально индексируют динамические страницы. Проблемы могут возникнуть только с технологиями Java и JavaScript
Другой проблематичной с точки зрения поисковой оптимизации технологией является Flash. Почему? Ответ на этот вопрос очень прост. При использовании Flash-вставок разработчик сайта может поместить на них все что угодно: текст, графику, видеоролики, форму для обмена информацией и т. п. И именно это и будут видеть пользователи в окнах своих браузеров. Однако для поисковой системы любая Flash-вставка представляет собой всего-навсего файл неизвестного формата. Так что она не может извлечь из него ни текст, ни графику, ни какой-либо другой контент. Таким образом, веб-мастер должен быть готов к тому, что все написанное во Flash-роликах будет проигнорировано поисковыми системами.
В подавляющем большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Все-таки Flash-ролики обычно остаются всего лишь вставками, дополнительными элементами, призванными развлечь пользователя. Нужно только следить, чтобы в них не было переходов на другие страницы. В противном случае робот поисковой системы просто-напросто не сможет попасть на них. Если же такие ссылки все-таки нужны, то веб-мастеру придется сделать карту сайта с перечислением всех существующих страниц. Оттуда робот сможет без проблем проиндексировать все содержание веб-проекта.
Особо хочется поговорить о сайтах, целиком написанных на Flash. Такие веб-проекты практически не могут быть проиндексированы пои
сковыми системами. Единственным исключением являются мета-теги заглавной страницы. Они могут дать хоть какое-то представление о сайте. Впрочем, одних только мета-тегов совершенно недостаточно для достижения хоть каких-либо положительных результатов в оптимизации сайта. Об этом всегда нужно помнить любителям Flash-технологий. Впрочем, из всякого правила есть исключения. Сайты, целиком написанные на Flash, тоже нужны. Из них получаются отличные промопроекты, приуроченные к различным акциям и использующиеся для продвижения брендов. В этом случае основную аудиторию сайта составляют люди, пришедшие по ссылкам, приведенным в офлайновой рекламе, на упаковках с продукцией и на основном сайте компании. Так что поисковая оптимизация, в общем-то, становится уже не нужна. И ею можно пожертвовать в угоду яркости, живости и привлекательности веб-сайта.
Flash является одной из самых неудачных с точки зрения поисковой оптимизации технологий
Сегодня не редки случаи, когда на сайтах размещаются мультимедиафайлы, например видеоролики или музыкальные композиции. В подавляющем большинстве случаев владельцы таких проектов даже не задумываются о том, что их тоже можно оптимизировать. Ведь зачастую интернетчики ищут мультимедиа через поисковые системы. А это значит, что владелец сайта может серьезно повысить шанс того, что именно его файлы будут в первую очередь находиться ими.
Оптимизировать мультимедиафайлы очень легко. Достаточно соблюдать несколько простых правил. Во-первых, всегда нужно заполнять метаданные видеороликов и музыкальных композиций. Причем заполнять не абы как, а осмысленным текстом. Так, например, в разделе «Авторские права» многие пишут просто: «Это мое». Вряд ли эта информация что-либо скажет посетителям. Гораздо лучше оставить свои реальные данные: фамилию и имя. То же самое можно сказать и об описании. Согласитесь, уважаемые читатели, такой текст нельзя назвать информативным: «Это наша презентация». Да и робот поисковой системы не сможет извлечь из него ничего хорошего. Гораздо лучше написать так: «Презентация компании изуМРУД — производство и монтаж пластиковых окон».
Во-вторых, нельзя забывать, что поисковики учитывают не только содержимое всех файлов, но и их название. А поэтому не стоит вводить ничего не значащие имена вроде «123», «doc», «a» и т. д. Гораздо лучше в этих целях использовать ключевые слова или даже словосочетания, наиболее точно описывающие содержимое файла. Третьим важным моментом, который тоже желательно учитывать при размещении мультимедиафайлов на сайте, являются ссылки, ведущие на них. Дело в том, что все поисковые системы тоже учитывают их. И если на файл ведет ссылка просто со словом «здесь», то он вряд ли получит хороший вес. Поэтому профессиональные оптимизаторы настоятельно советуют использовать в текстах ссылок ключевые слова или выражения.
Мультимедиафайлы тоже можно оптимизировать, увеличив шанс их нахождения интернетчиками через поисковые системы
Ну и, наконец, последним нестандартным элементом сайта, про оптимизацию которого мы будем сегодня говорить, являются PDF-файлы. Изначально этот формат был предназначен для предпечатной подготовки различных документов. Между тем сегодня PDF-файлы все чаще и чаще появляются в Сети. Компании выкладывают в этом формате примеры договоров, прайс-листы и учредительские документы. Кроме того, постоянно увеличивается количество PDF-файлов с технической документацией к продаваемым через интернет товарам или оказываемым услугам.
Сегодня большинство роботов поисковых систем умеют работать с файлами формата PDF. То есть они способны извлечь из них текст и нормально проиндексировать его. Для большинства сайтов это очень хорошо, поскольку информация, содержащаяся в таких файлах, несет в себе много ключевых слов и выражений и имеет достаточно большой вес. Впрочем, профессионалы советуют веб-мастерам перед публикацией PDF попытаться оптимизировать текст документа. Для этого наиболее важные ключевые сл