Мы уже много говорили в наших статьях о московском хостинге. Конечно, его пользователями могут стать люди из любой части страны, но все-таки, насколько развита эта услуга в регионах? Мы решили выяснить этот вопрос, но обратили свой взор не на близкий по уровню услуг к Москве Санкт-Петербург, а в далекую Сибирь. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с Олегом игнетенко, руководителем компании «интернет-развитие», работающей в Новосибирске.
Для начала, хочется отметить, что чисто хостинговых компаний в Новосибирске не обнаружено. Все они так или иначе считают хостинг дополнительным родом деятельности, хотя многие предоставляют его на достаточно высоком уровне. Компания «интернет-развитие» посвятила себя разработке и поддержке собственных коммерческих проектов, занятию контент-провайдингом, а для своих клиентов решила предоставлять качественный хостинг. Почему клиенты выбирают «интернет-развитие», а не московских хостеров? Как «интернет-развитию» удается совмещать эти два разных вида деятельности? Эти вопросы и другие вопросы мы задали в ходе интервью Олегу игнатенко.
Олег, почему «интернет-развитие»? Вы считаете это своим девизом, или для вас это просто красивые слова?
Изначально мы готовились к долгому развитию. Когда в 2000 году мы выходили на рынок, у нас были только ориентиры, четкие пошаговые действия тогда было сложно определить. Мы выбрали несколько направлений для реализации, а основной упор был сделан на то, чтобы «прописаться» на рынке, понять его изнутри. В то время рынок интернет-технологий находился в зачаточном состоянии, и мы готовились к развитию вместе с рынком. Из названия фирмы «интернет-развитие» мы сейчас выводим торговую марку «Инетра».
Вы разработали и занимаетесь поддержкой нескольких общественных проектов, которые на начальном этапе не приносили вам никакой прибыли. Это, в первую очередь, городские сайты novosibirsk.ru и nsk.ru. Откуда заинтересованность поднимать местный интернет?
Первоначальная бизнес-модель строилась на получении дохода от рекламы, а местным рекламодателям «понятнее» реклама на новосибирских сайтах. С другой стороны, мы понимали, что «с нулевого уровня понимания» нам сложно будет создать общероссийский ресурс. Был еще один фактор — российский интернет в те годы был уже достаточно развит и представлен разными сайтами, а информации о городе и для горожан было мало, рынку нужны были городские сервисы. Такая ситуация, кстати, сохраняется и сегодня: из трех новосибирских интернет-пользователей только один заходит на новосибирские сайты. Это говорит о малом информативном содержании новосибирских сайтов, об их недостаточном количестве.
Почему вы занялись предоставлением хостинга? На каком уровне вы им занимаетесь? С чем связаны высокие цены по сравнению с московскими хостинг-провайдерами?
Развитие хостинга тоже обусловлено желанием клиентов располагать сайты не в Москве, а на новосибирской площадке. Во-первых, посетители сайтов наших клиентов в большинстве из Новосибирска, поэтому нет смысла гонять трафик через пол-страны, во-вторых, с нами можно решать многие вопросы более оперативно (договора, счета). Хостинг — достаточно емкое по затратам направление. У нас было преимущество в том, что для содержания собственных проектов мы уже были вынуждены иметь и поддерживать собственные сервера, обеспечивать защиту и сохранность информации. По цене за услугу хостинга — она не высокая: 8-10 долларов в месяц за комплексное обслуживание. Уровень цен на московских хост-площадках сейчас трудно назвать, они находятся в постоянной ценовой войне, демпингом переманивают клиентов, очень много громких имен появлялось и исчезало в течение всего лишь одного года.
Могу добавить, что сейчас мы готовы к качественному скачку в предоставлении услуг хостинга. Речь идет о создании профессионального дата-центра, о покупке специализированного программного обеспе
чения, о новой маркетинговой политике для веб-студий и провайдеров города.
Известно, что обычно самым важным звеном в любой цепочке является человек. Какой коллектив у вашей организации? Кто ваши сотрудники, и как вы сами оцениваете их профессиональный уровень?
Коллектив «Инетры» сейчас состоит из 12 человек — это профессиональная сплоченная команда, которая формировалась на протяжении двух с половиной лет. Уровень подготовки у людей очень высокий, он определяется уже тем, что мы создаем и поддерживаем крупные новосибирские сайты. Основные профессиональные навыки команды находятся в менеджменте (его я сознательно ставлю на первое место), в программировании и дизайне. По планам, к концу года команда должна увеличиться в два раза.
Все-таки «Инетра» — компания городского уровня, регионального. Способны ли вы работать над крупными общероссийскими проектами, не уступающими по качеству известным компаниям? Над чем вы работаете в данное время, какой проект уже готовится к выпуску?
Сейчас мы работаем над новыми сервисами для новосибирцев, на прошлой неделе выпустили большой проект по телевизионной программе, идет работа по созданию второй версии телефонного справочника предприятий города, в стадии открытия — большой поисковый сервер. Наравне с собственными проектами мы создаем корпоративные сайты для новосибирских компаний, сейчас в работе находится пять сайтов.
Об уровне проектов судить нашим потребителям, я же могу сказать, что мы имеем большой инвестиционный потенциал, и, как следствие, способны реализовывать проекты, на создание которых нужно потратить полгода командной работы.
Компания для Новосибирска, можно сказать, уникальная. Как появилась идея ее создания? Кто помогал вам в этом?
Идея создания интернет-компании появилась на волне ажиотажа тех лет. Два месяца я прорабатывал тактику развития, изучал существующие сайты, после чего нашел команду и открыл фирму. До открытия «Инетры» я не имел отношения к интернет-рынку, и компанию создавал как основной и самодостаточный бизнес. Я подготовил бизнес-план и нашел под него инвестора, понимающего, что инвестиции достаточно рискованные, но они нацелены на создание новых продуктов, поэтому в случае успеха приносят высокие прибыли. В рамках этого интервью мне не хочется называть имя инвестора, хотя в нашей профессиональной среде мы из этого секрета не делаем — это крупная новосибирская коммерческая компания (никакого отношения к интернет-рынку она не имеет). В финансовом плане могу сказать, что «Инетра» вышла на самоокупаемость в июле 2002 года (через два года с момента открытия), и с того момента все развитие полностью строится за счет собственных средств. Можно сказать, что первый этап инвестиций сегодня мы закончили.
Есть ли у вас конкуренты в городе, или же вы считаете их коллегами?
Мне кажется, что на рынке интернет-технологий очень слабая конкуренция: с одной стороны, рынок развит слабо, с другой, спрос заметно превышает предложение. На этом рынке мы работаем в нескольких направлениях, поэтому с разными участниками рынка пересекаемся в некоторых из них. Сам рынок изнутри достаточно жесткий, его развитие с 97-го года строится на костях энтузиастов: много сил и средств было вложено в проекты, которые сейчас погребены в истории. На мой взгляд, это происходит из-за кажущейся низкой стоимости вхождения на рынок (что на деле оказывается совсем не так).
О конкуренции могу добавить, что ее даже не хватает: нужно больше хороших и интересных проектов, тогда вырастет интерес пользователей к новосибирскому интернету в целом, отчего выиграют все участники.
Читателям могу пообещать, что новосибирский интернет в ближайшее время станет намного информативнее и функциональнее. На рынке сейчас работает несколько профессиональных команд, идет работа над новыми интересными проектами. Желающим выйти на этот рынок могу сказать, что рынок обладает большими потенциалом и емкостью: при достаточно профессиональном подходе на нем можно быстро закрепиться; на мой взгляд, сегодня есть все предпосылки для инвестирования в эту отрасль. О направлениях развития «Инетры» могу добавить, что в ближайшее время у нас усилится направление проведения промо-акций (пример такой кампании — выбор «Мисс Novosibirsk.ru), интернет — общественная среда, в ней можно проводить