Автор статьи: Степанов Сергей
Нет, это не статья о дизайне. Их и так слишком много — куда не плюнь, в дизайнера попадёшь. Я стараюсь, как можно дольше не участвовать в этой ярмарке тщеславия и взаимных упрёков, но всегда рад личному общению. Эта статья о самих дизайн-студиях и предназначена она тем, кто хочет заказать создание сайта. Мы просто немного поковыряемся внутри этого бизнеса, который только выглядит очень заманчивым.
?Итак, обращая внимание на количество дизайн студий, вы вдруг поймёте, что их много. Поверьте, это только на первый взгляд. На самом деле их ещё больше! Мы договорились не трогать уровень и качество дизайна в работах студий и, конечно, не будем показывать пальцем…
Совсем недавно российские фирмы и компании относились к представительствам в интернет не очень серьёзно. решив создать свой сайт, мало кто думал о маркетинге, изучении возможностей и тактике рекламы. Для многих это был только эксперимент и они не хотели тратить на него большие деньги. Отсюда, спрос на любой сайт. Качество, уровень дизайна, организация интерактивности и автоматизации отбрасывались на будущее. Я помню своих друзей бизнесменов и их отношение, скептический взгляд на перспективы и возможности. Но если у конкурентов есть сайт, то и нам тоже надо!..
И тогда стали появляться мелкие студии как грибы. Спрос есть, претензий к уровню качества нет, юридическая сторона вопроса отсутствует, да ещё и разработкой структуры и внешним видом занимается сам директор фирмы-заказчика (свободное творчество с возможностью приказывать). Вы видели сайты с большими фотографиями начальства и путь боевой славы фирмы за пару лет существования? Это я о них…
Сейчас появилось много сайтов с качественной информацией по маркетингу, дизайну, рекламе и стратегии развития в интернет. Результаты многих экспериментов (по созданию своих представительств) закончились очень удачно. Многие поняли, что реклама в интернет очень эффективна и демократична. В прессе замелькали статьи о деньгах в Рунете и о том, как иностранцы вкладывают деньги в наши интернет-проекты. А крупные студии сделали себе имя. Отчасти, спасибо нашему правительству за августовский кризис! Если встретите кого-то из тогдашнего состава — передайте наши благодарности.
Результат — крупные студии, имея опыт и возможности, ценят свой труд очень дорого. Завышают цены? Конечно! Но они способны на многое. Они могут создавать целые проекты, которые могут приносить деньги, настоящие деньги. Можно услышать злые реплики в их адрес, но хороший менеджер (понимающий ситуацию в интернет) сможет оценить всё по другому. Хотя цены… иногда недоступны даже крупным фирмам (у нас есть такие сведения). А что касается уровня дизайна, то тут много споров, качество исполнения — да, но креатив… Хотя, это уже больше бизнесмены, чем дизайнеры.
Небольшие студии, по-прежнему, держат демпинговые цены, но это не конкурентная борьба. Это больше похоже на агонию. Если нет развития в качестве, сложности и профессионализме, то это тупик. Если в коллективе нет менеджера, если нет плана развития, если нет перспективных разработок вне бюджета, то это тоже тупик. Мы встречаемся с «вольными стрелками» и коллективами web-мастеров, и разговоры с ними меня иногда удивляют. Всех интересуют технические вопросы, но при этом считают вопросы менеджмента и маркетинга десятым делом. Понятия качества дизайна сформированы прочитанными статьями (в правильности многих я сильно сомневаюсь), а академические знания считаются просто ненужными (я же знаю Photoshop!). Они очень удивляются, что мы не стремимся иметь доход на поддержке сайтов клиентов, внедряя средства автоматизации. И приходиться долго убеждать, что хороший сайт (для клиента) — это когда не нужно ни к кому обращаться и тратить деньги, чтобы обновить информацию, а всё можешь сделать сам (или секретарша) даже не обладая особыми знаниями. Да, это сложнее при создании, но клиенту удобнее.
Другая проблема, которая волнует большинство клиентов, это юридическая. Есть много студий, которые существуют только в виде сайтов. Регистрировать предприятие, заводить счёт в банке, иметь офис и юридический адрес — а зачем? У них же невысокие цены и такие честные глаза. И большой привет налоговой полиции. Но гарантии для клиентов? Техническое задание, юридический договор, возможность безналичной оплаты — вот принципы работы нормальной студии. А уже потом договоры на словах, если нужно.
Ещё одна тема для разговора — это офис. Лично я отношусь к этому скептически, в отличие от нашего менеджера. Я технолог по образованию и меня больше волнует организация эффективной работоспособности коллектива. Когда у всех есть выход в интернет, хорошее оборудование, налажена связь между собой и клиентами, хорошая дисциплина в коллективе, то работать лучше дома. Особенно когда аврал и никого не волнует такое понятие, как нормированный рабочий день. Работать по часам в офисе и тратить время на дорогу — нелепые затраты. А клиентам и нам удобнее, когда мы выезжаем к ним. Им не нужно тратить время, а нам удобнее собрать и оговорить все материалы на месте. Очень неудобно, когда какие-то материалы забыли подвезти, а какой-то вопрос забыли с кем-то обсудить. На западе уже давно переводят рабочие места на дом и организуют корпоративные сети с удалёнными пользователями. Но менеджер прав — офис нужен и нужен в центре. И организовать его можно без больших расходов, если подходить к этому вопросу творчески. Не обязательно в нём торчать и постоянно синхронизировать данные между домашними компьютерами и машинами в офисе. Но секретарь на контактном телефоне должен быть и должно быть место для переговоров и встреч. Да и приятно иногда посидеть в кресле, покорчить из себя большого начальника.
Какие ещё бывают разновидности студий? Например, студии при провайдерах, рекламных агентствах, типографиях (это вообще — отдельная песня). Есть спрос, и есть технические возможности, почему бы не создать студию и расширить список услуг? Набираются «вольные стрелки» или нанимается готовый коллектив мелкой студии и готово решение проблемы. Но трудно назвать это объединение полноценной студией. Если это не твой бизнес, то нет естественного стремления развиваться и быть лучшим. Если не приходиться бороться за клиента, то нет маркетинга. А в воздухе постоянно висит вопрос: — Когда же зарплата?
Ещё один пример — это полноценные студии, но юридически являющиеся подразделением фирм, не имеющих отношения ни к интернету, ни к дизайну (хлебопекарня «Колобок»: (шутка)). Но это просто решение проблем с юридическими вопросами, офисом, бухгалтерией и счетами в одном флаконе, часто по знакомству.
Конечно, это далеко не полный список разновидностей студий и получать информацию нам не очень удобно — мы же конкуренты. В основном, сведения приходят от клиентов и частных знакомств. Уровень сервиса и качество исполнения у всех разный. Талантливые личности могут оказаться везде, но этим миром правят деньги и технологии, а отдельные личности мало что решают. хороший коллектив профессионалов, с правильной организацией и разделением труда, с хорошим менеджментом и экономической заинтересованностью в развитии — всегда лучший выбор. А если вам нужно выбирать, то выводы делайте сами. Я, конечно, могу посоветовать, но это уже будет напоминать саморекламу:
1 комментарий
Хоть и старая статья, но по прежнему актуальная. Просто на своём примере могу рассмотреть. Дизайн-студий в городе — море. Но 90% — «при ком то» (РА , интернет-провайдеры, магазины про продаже цифровой техники). Соотношение цены и качества тоже в таких вариациях, что голова кругом идёт. А вот услуги по раскрутке — страдают на все конечности. На этом и решил ставку сделать, и именно через организацию юрлица. Так что автору хоть и запоздалое — но спасибо, убедил лишний раз, что я на правильном пути.