Автор статьи: Ладыгин Виталий
Одной из проблем при создании интернет-серверов. Как правило, это происходит в силу того, что клиенты сталкиваются с подобными проектами впервые или же не до конца понимают сути проекта. Я предлагаю клиенту предоставлять такие вот опросники. Они могут не только Вам получить ответы на важные для Вас вопросы, но и заставить клиента призадуматься над теми аспектами, которые он мог бы выпустить из виду.
1. Концепция, общее представление.
1.1. Оценка текущей системы
1.1.1. Есть ли сайт?
1.1.2. Под какие задачи сайт создавался?
1.1.3. Какие задачи текущий сайта выполняет?
1.1.4. Как сайт выполняет свои текущие задачи?
1.1.5. Какие разделы текущего сайта хотелось бы сохранить?
1.1.6. Какие системы текущего сайта хотелось бы сохранить?
1.1.7. Какие элементы оформления хотелось бы сохранить?
2. Определение Требований
2.1. Определить требования пользователей
Сайт какого вида мы создаем? (Красивый, презентабельный или более ориентированный на функциональные аспекты)
Как должен выглядеть сайт? (Есть ли конкретные пожелания к дизайну)
2.2. Определить требования к содержимому
Как часто должен обновляться сайт?
Какого вида обновления планируются? (Просто какие-либо прайс-листы или другая информация; добавление новых статей, новостей, создание удаление разделов, полностью динамический сайт.)
Содержимое какого вида будет в основном массе на сайте? (Будет ли это контент-сайт или это какой-либо интерфейс запросов к базе данных заказчика. Описать это про долях к общему серверу или желательно даже по раздельно описать, что будет более или менее постоянным (статьи, пресс-релизы), а что будет генерируемым (прайсы, результаты поиска по какой-либо базе и т.п.))
Кто будет предположительно обновлять сайт? (учесть как тех. знания, так и спец. требования.)
2.3. Определить системные требования
Какую ОС, Веб (ФТП) сервер хотел бы видеть заказчик?
Какая система программирования устраивает заказчика?
Кто подбирает железо под сервера или оно уже существует и работает под другие задачи? Какова загрузка этого железа?
Есть ли у заказчика СУБД и какую СУБД заказчик хотел бы использовать для Веб?
Есть ли у заказчика специфические требования к операционной системе, оборудованию, языку программирования, платформе
Естественно эти вопросы лучше задавать когда человек уже чего-то имеет знает и понимает.
2.4. Определить требования владения сервера
Где и как будет размещен сервер?
Какие способы и права доступа мы будем иметь на этапе разработки, и потом?
Имеем ли мы право устанавливать дополнительное программное обеспечение?
Имеем ли мы право конфигурирования системы под наши нужды?
Кто и как будет обеспечивать поддержку?
Кто будет осуществлять работу с посетителями сервера?
2.5. Определение специфических требований (особенностей)
Как-то, например, вещание радио или телевидения через интернет, доступ через WAP и возможные другие особенности. Также сюда входят все конвертирования уже имеющихся данных заказчика.
2.6. Определение рисков проекта и рисков управления проектом
Каковы сроки в которые хотел бы уложиться заказчик?
Как объем материала уже готов на данный момент?
Сколько и к какому времени будет предоставлено еще?
2.7. Разработка плана проекта
2.8. Создание (или сбор) команды проекта
3. Проектирование Web Site
3.1. Проектирование интерфейса Пользователя
3.1.1. Определить план компоновки узла
3.1.2. Определить взаимосвязи данных
3.1.3. Принятие решения о внедрении функциональности
3.1.4. Проектирование интерфейса пользователя
3.2. Проектирование севера (архитектура)
3.2.1. Оценить необходимую емкость дисковой подсистемы
3.2.2. Оценить трафик и нагрузку узла
3.2.3. Проектирование уровней доступа
3.2.4. Проверка дизайна/проигрывание реальных ситуаций
3.2.5. Установить необходимые продукты и коммуникации на сервер
3.2.6. СЕРВЕР СТОИТ В СЕТИ И ГОТОВ К НАСТРОЙКЕ
3.3. Разработка инфраструктуры сервера (сети т.д.)
3.3.1. Определить нагрузку на сеть
3.3.2. Определить необходимые изменения в сети
3.3.3. Согласовать изменения со службой обслуживания
3.3.4. Провести необходимые встречи
На этих встречах должен быть утвержден окончательно вид сайта, его цена, сроки выполнения и учтены ВСЕ (даже самые казалось бы самые незначительные) пожелания заказчика (потому что на деле они-то потом и доставляют самую большую головную боль). После этой стадии все дополнения и доработки должны быть дополнительно согласованы и желательно объяснить заказчику, что, скорее всего, это потребует либо дополнительной оплаты, либо, возможно даже и значительного, увеличения сроков. На мой взгляд, надо дать заказчику подумать тут пару дней: чтобы, не было потом мучительно больно в центр дома заносить новую стену, когда уже крышу залили.
4. Разработка Web Site
4.1. Разработка стиля страниц и связей
4.1.1. «Разработать «шаблон» HTML страниц»
4.1.2. Определиться со средствами разработки
4.1.3. Разработка
Учитываем специальные требования заказчика и согласовываем результат
4.2. Разработка функциональности
4.2.1. Разработка специализированной функциональности
4.2.2. интеграция частей на Web
Учитываем специальные требования заказчика и согласовываем результат
4.3. Миграция/интеграция содержимого (данных)
4.3.1. Определить, что должно быть отконвертировано и перемещено
4.3.2. Первоочередное конвертирование данных
4.3.3. Установление стандарта преобразования
4.3.4. Выполнение конвертации и наполнение Web узла
4.3.5. Проверка форматов конвертирования
Учитываем специальные требования заказчика и согласовываем результат
4.4. Тестирование
4.4.1. Произвести план тестирования
4.4.2. Тестирование страниц
4.4.3. Тестирование связей
4.4.4. Тестирование удобства (Практичности) использования
4.4.5. Тестирование в макс. Режиме работы
Учитываем специальные требования заказчика и согласовываем результат.
Здесь нужно провести линии и выяснить, что нравится заказчику, а что хотелось бы изменить: Тут надо будет подумать сколько нам будет стоить времени, денег и т.п., чтобы провести эти изменения: А также, выяснить кто же виноват в том, что эти изменения делать надо:
5. Переход в новую систему
5.1. Реализация рабочей системы (не системы разработчика)
5.2. Определить план миграции
5.3. Провести плановое подключение пользователей
5.4. Провести тренинг пользователей
5.5. Подготовить все внутренние
5.6. Все работает
6. Поддержка системы
Нужно окончательно определиться, кто и как будет поддерживать систему и какова наша роль в этом.
6.1. Определить необходимые ресурсы для поддержки системы
6.2. Сделать необходимые изменения в штатном расписании
6.3. Определить методы поддержки пользователей
6.4. Определить процедуру поддержки
6.5. Стандартная поддержка живой системы