Автор статьи: Головин Андрей
Построение сайта состоит из четырех основных задач. Постановка задачи, разработка концепции, реализация и, наконец, сопровождение. К сожалению, с того времени, когда компьютеры стали применяться как художественное средство, повелось делать не свою работу. На лицо два типа специалистов. Назовем их «физиками» и «лириками». Одни знают досконально техническую часть, разбираются в тонкостях реализации, короче говоря, технические специалисты. Другие — обладают знаниями и навыками в области художественной реализации, то есть, люди, которые точно знают, что, вот этот элемент, должен быть на два пикселя выше и на три левее. Бывает, конечно, «золотая середина» (Леонардо да Винчи, например), но встречаются такие люди довольно редко. А реальность такова, что «физики» занимаются «лирикой» и наоборот. И, естественно, ничего хорошего из этого не получается. У одних из-за того, что они не знают тонкостей композиции, цветовосприятия и многих других вещей, а у других по причине незнания всех возможностей компьютера, как художественного инструмента, а, порой, и просто боязни «зверя» по имени компьютер.
Этим я хочу констатировать факт, что художественная работа с применением компьютерных технологий не может быть выполнена одним человеком (договоримся сразу, что вариант гения, как в теории относительности, так и в написании стихов шестистопным ямбом, мы не рассматриваем).
Почему же на сегодняшний день сплошь и рядом плодятся сайты, сделанные как чистыми технарями, так и художниками? Есть несколько причин. Одна из них состоит в том, что, как те, так и другие предлагают за свою работу демпинговые цены. За работу одного человека можно платить меньше (пусть не в два раза, а чуть меньше). И многие заказчики этим пользуются, не думая о том, что это может им «выйти боком». Если сайт сделан «физиком», то часть аудитории будет потеряна из-за ошибок в концепции визуального решения. В обратном случае — из-за (для примера) перегруженности сайта графическими элементами и отсутствия оптимизации для конкретного применения, а, как следствие, неоправданного увеличения времени загрузки. Да и аудитория не слишком готова к тому, что называется «стильным дизайном» и поглощает то, что ей дают. Отчасти это вызвано новизной интернет-технологий. Еще одна причина состоит в том, что как те, так и другие, изучив некоторое количество приемов (а иногда и не изучая их), считают, что они постигли все в этой науке. Связано это, прежде всего, с тем, что дизайн — субстанция эфимерная и каждый воспринимает его по-своему. Сделав работу, человек остается ею доволен, не задумываясь о том, что он нарушил какие-то принципы из смежной отрасли.
Таким образом, можно разделить работу по реализации поставленной задачи на две: разработка макета дизайнером и реализация его вебмастером. Тут-то мы и сталкиваемся с некоторыми проблемами. Оказывается, что недостаточно иметь в команде двух высококлассных специалистов в своих отраслях. Необходимо, чтобы дизайнер имел представление о методах реализации его художественного замысла и предлагал наиболее приемлемые варианты решений с точки зрения технологии, а вебмастер, должен иметь представления о дизайне. Например, дизайнер разработал макет, в котором используется цвет, которого нет в палитре цветов, воспроизводимых браузерами, а вебмастер взял и поменял его, тупо, на ближайший. Такая замена в некоторых случаях может оказаться абсолютно неприемлемой.
Как же необходимо строить работу? Сначала дизайнер создает макет сайта. Сделать это можно любым способом: нарисовать на бумаге, в графическом редакторе, в визуальном редакторе html или любым другим способом. Далее и начинается работа вебмастера. В первых двух случаях суть работы вебмастера понятна. В последнем же, работа должна заключаться в «причесывании» кода, который был сгенерирован визуальным средством разработки, так как ни одна из доступных на сегодня программ такого рода не дает 100% оптимизированный код. На этом этапе невозможна плодотворная работа без участия обоих персонажей, как дизайнера, так и вебмастера. Так как внесение изменений на этом этапе неизбежно.
Далее приходит очередь работы «кодера» или, проще говоря, программиста, который обрамляет сайт всевозможными «фенечками» — гостевыми книгами, системой статистики, системой автоматизации размещения новых материалов и прочее.
Таким образом, работа вебмастера заключается в переводе эфемерной идеи дизайнера на скупой язык html тэгов. Для облегчения этой задачи и существует мой сайт.
Кстати, в свое оправдание могу сказать только одно, что сайт мой абсолютно некоммерческий, т.е. прибыли от него я не получаю, поэтому и приходится делать все самому. Вообще, я технарь и понятия дизайа, в свое время, были для меня чем-то далеким и недоступным. Хотя я и занимался, по большей части, именно графикой (тема моего диплома: «Реализация графического интерфейса компьютерного осциллографа»), но понятияю «графический дизайн» я придавал не слишком много значения. Пока судьба не свела меня с дизайнерами, для которых компьютер был тем самым «страшным зверем», про которого я писал выше. Работали мы по принципу: они знают «что», а я знаю «как». И неплохо работали. Потом они сами освоили компьютер и разлетелись от меня.
Так что, господа, вебмастера и дизайнеры, давайте работать вместе! От этого выиграем не только мы, но и наш клиент и посетители его сайта. К сожалению, я не считаю себя вправе учить на своих страницах дизайну, но основные понятия, которым я научился у тех, с кем работал, я постараюсь передать вам. Не только в виде отдельных «опытов», но и всем построением моего сайта. А дизайнерам могу порекомендовать также заглядывать на эти страницы, чтобы убедиться, что все не так просто в этом мире, ну и поднабраться опыта в реализации, что им необходимо, как я писал выше.