Автор статьи: Тимченко Максим
>О том, что внизу
Разрабатывая очередной сайт, вы наверняка просиживаете много времени за дизайном верхней части страницы за заголовком. Но достаточно ли времени вы уделяете тому, что находится внизу страницы?
В большинстве случаев страница, разработанная дизайнером, состоит из трёх элементов: заголовка, содержания и окончания.
С дизайном заголовка никаких проблем не возникает. фотошоп (или один из его многочисленных конкурентов) знает каждый, а разработать и воплотить навигацию (которая тоже относится к заголовку) не так уж сложно. К тому же, заголовок это первое, что посетитель (и заказчик!) видят на странице, поэтому качественный заголовок обязателен для любой страницы и для наполнения кошельька самого дизайнера.
Самим по себе содержанием дизайнер, как правило, не занимается наполнение сайта ему даёт заказчик. В оформлении содержания достаточно сохранить текст легко читаемым, оставить немного пустого места и обеспечить лёгкое редактирование. Поэтому собственно дизайна в теле страницы очень мало и большинство эффектов достигается простым HTML. Задачей разработчика остаётся правильно расположить колонки текста, добавить изображения и расставить комментарии для будущих «обновителей» сайта или не расставлять и требовать деньги за support.
В низу страницы находится окончание. Подходя к его разработке, дизайнер уже вымотан многочасовым рисованием заголовка, а мозг его иссушен форматированием десятков абзацев текста в содержании. Вдобавок, поскольку окончание находится в самом низу, то далеко не каждый заказчик обратит пристальное внимание на последние строки, и не каждый посетитель их увидит.
Руководствуясь этими аргументами и ведомый собственной усталостью, дизайнер сочиняет стандартное окончание горизонтальная линия, счётчик, нижний рекламный блок, рейтинг и вечное «(c) такой-то год by Иван Иванович», думая, что этого достаточно.
Если вы действуете так же, то вместе с Иван Иванычем вы делаете большую ошибку, потому что окончание страницы не менее важно для общего впечатления, чем заголовок, и вот почему:
«Повторение мать учения». В окончании страницы можно повторить что-нибудь, относящееся к сайту логотип компании, или фирменные цвета, или рекламный слоган. Каждый, кто досмотрит страницу, увидит повторенную часть дважды и соответственно увеличится шанс на запоминание увиденного.
Запоминание это вторая причина. Красивое окончание привлекает внимание к сайту хотя бы потому, что сайтов с хорошим окончанием не так много. Эстетическое удовлетворение посетителя хорошим окончанием может быть настолько велико, что он захочет посетить сайт ещё раз А потом и ещё раз
И последняя причина предложить посетителю продолжить путешествие по сайту. В окончании можно повторить навигацию, или предложить перейти к другой странице, как-либо связанной с этой. Или дать адрес e-mail для того, чтобы все могли высказать своё мнение о сайте вообще и об окончании в частности.
К этой заметке есть 6 примеров: 2 сайта с хорошими окончаниями, 2 с недостаточно хорошими и 2 без них вообще. 2 из них на этой странице, а на остальные есть ссылка внизу заметки.
Сайт без заголовка 1 : interactive agency .dot (www.dot.ru)
На сайте окончания нет вообще. При таком красочном заголовке я не знаю, почему нельзя было что-нибудь добавить. Таланта у дизайнеров этого сайта достаточно это видно, и оправдания им нет. (см. страница слеваа зелёная полоса разделяет между началом и концом страницы)
На таких страницах, к тому же, никогда нельзя понять это всё содержание или нет. Всё время кажется, что вот сейчас придёт из Сети ещё кусок HTML и появятся несколько новых сообщений внизу. Окончание как бы говорит посетителю, что загрузка закончена, и больше ничего на странице не будет.
Кстати, иллюстрацией этого принципа может послужить этот скриншот с сайта Артемия Лебедева (http://www.tema.ru/) справа. Пока содержание есть, справа добавляется зелёная стрелка и побуждает посетителя прокрутить до низа, а там своеобразный стоп-сигнал. Соответственно, если загрузка страницы обрывается посредине, то последняя стрелка будет зелёной. Пора жать Reload!
Cайт с заголовком 1 : Cтудия РусАрт (www.studio.ru)
Окончание есть, причём оно реализует все 3 причины: внизу находится контактная информация (лучше запомнить название или сразу позвонить); стиль окончания повторяет дизайн заголовка и поэтому лучше запоминается; а кнопки «на главную страницу» и «карта сервера» предлагают продолжить путешествие по сайту.
Сайт без заголовка 2 : Cherry Design (длинный адрес)
Аналогично примеру в тексте заметки на сайте нет даже намёка на окончание страницы. Текст просто обрывается смайликом 🙂 но смайлик, увы, не заменяет хорошего окончания.
Я выбрал этот сайт потому, что на нём многократно повторяется одна и та же картинка фужер с вишнями. И эту картинку вполне можно было бы положить в основу отличного окончания страницы. Даже просто повторить её внизу страницы уже помогло бы посетителю запомнить сайт получше.
Cайт с заголовком 2 : руководство(www.design.ru/kovodstvo)
И опять, хорошее окончание реализует несколько причин: во-первых, руки и «пройдёмте, товарищ!» являются горизонтальной навигацией по «параграфам»; в то же время, есть ссылки на главную страницу и на другой раздел сайта. Во-вторых, есть адрес для связи и копирайт. Светло-синий цвет некоторых элементов повторяется в заголовке и таким образом объединяет страницу.
Можно улучшить 1 : CarsEverything (www.carseverything.com)
Здесь окончание присутствует, и его ярко-желтый фон отделяет его от содержания страницы. Но всё же, при таком перенасыщенном графикой заголовке страницы можно было бы уделить окончанию побольше внимания и не ограничиваться двумя строчками текста
Разумеется, в таком аскетичном окончании никакой навигации или адресов для связи нет. Нехорошо, товарищи дизайнеры
Устали? 🙂
Можно улучшить 2 : SWSoft (www.sw.com.sg)
Здесь окончание тоже есть. Копирайты, адрес и даже телефон для связи всё на месте. Но есть один неожиданный элемент WebRing. Такому элементу вряд ли место в окончании страницы
особенно если он повторяется и на других страницах сайта. И опять никакой графики.
В этом случае, очень хорошо на окончании смотрелась бы копия зелёной полосы навигации сверху на страницах высотой более одного экрана, она очень помогает уменьшить количество прокруток обратно наверх страницы только для того, чтобы нажать на ссылку (которой нет внизу).
Позволю себе надеяться, что посмотрев примеры и прочитав эту заметку, вы хорошо запомните важность окончания для любого сайта (да-да, и вашего тоже). И перестаньте ссыпать туда рекламные кнопки десятками! Пожалуйста!