Автор статьи: Однолетков Павел
Когда перед вами встает необходимость создать что-нибудь в сети, первый вопрос с которым вы столкнетесь, это не хостинг, не графический дизайн и даже не верстка, а наполнение вашего проекта, или по-научному контент (от английского content содержимое).
В последнее время сеть переполнена персональными страничками, на которых практически невозможно найти что-нибудь полезное или приятное, кроме фотографий их владельцев. Владельцы их зачастую создают их по предлагаемым шаблонам (что, в общем-то, должно по определению приветствоваться для некоммерческих проектов), регистрируют их в 2х-3х поисковых машинах и благополучно забывают о своих детищах. Разумеется, через пару недель, они недоуменно разводят руками: почему же мой сайт не посещают и зачем он так низко пал в рейтингах?
По своему опыту могу сказать: дизайн сайта это далеко не самое главное. Контент, пожалуй одна из самых важных составляющих любого медиа-плана. От него зависит реакция «думающей» части любой целевой аудитории. Нехватка же его или его информационная несостоятельность прежде всего остро ощущается именно в интернет, ибо практически любой проект, от домашней страницы до веб-представительства должен быть информативно наполнен. Это следует из самого определения интернет, как мировой информационной сети.
Отсюда правило номер один: прежде, чем приступать к созданию проекта, задумайтесь, а что вы хотите сказать, достаточно ли у вас информации, чтобы ее предлагать, будет ли она пользоваться спросом? совершенно очевидно, что информационное наполнение напрямую зависит от целей, которые Вы ставите перед собой. Это хорошо известно социологам, имеющим опыт в проведении опросов.
Приведу простой пример: в конце 60-х годов, в США во время правления президента Кеннеди возникла нежелательная для политического положения реакция на развязанную Штатами войну во Вьетнаме. Перед правительственными сотрудниками тогда была поставлена задача провести социологический опрос и обработать результаты таким образом, чтобы общественное мнение выразило свое одобрение внешней политикой США во Вьетнаме. Социологами была составлена анкета, один из вопросов которой был адресован матерям молодых людей призывного возраста и звучал примерно так: «Как вы относитесь к тому, что ваш сын, проходя военную службу в рядах Американской армии, получил возможность бесплатно путешествовать по миру, увидеть другие страны, познакомиться с восточной культурой?». Подавляющее большинство респондентов ответили «Одобряю». Результаты опроса, вернее, сам факт опроса резко изменил общественное мнение. Затем, после смерти Джона Ф. Кеннеди, к власти пришел президент Никсон, не одобрявший войну во Вьетнаме. Поскольку остановит запущенный и работающий уже около 5 лет на Армию производственный и социальный механизм было невозможно прямыми путями, Ричард Никсон поставил задачу изменить общественное мнение. В результате родился аналогичный соцопрос, только с другим вопросом: «Как вы относитесь к тому, что ваш сын, проходя военную службу в рядах Американской армии, подвергает свою жизнь перманентной опасности смерти, увечья » и все в таком духе. Результат очевиден.
Отсюда следует вывод: содержание проекта должно соответствовать его целям и задачам. В принципе, решение этих двух задач является ключевым моментом разработки контента любого проекта. Тем не менее, следует помнить, что по принципу построения контента проекты могут подразделяться на справочники, каталоги, словари, архивы, анонсы и порталы (то есть, совокупности).
Справочники могут содержать любую справочную информацию по любым темам, при этом частота обращения к ним может заметно варьироваться в зависимости от «народопотребляемости» информации. Так, телефонными справочниками люди пользуются по несколько раз в день, а справочниками по спецификации ГОСТов до нескольких раз в год.
Каталоги во многом аналогичны справочникам, однако имеют жесткую иерархичную структуру и должны обеспечивать возможность не только браузинга, но привязанного поиска.
Словари (библиотеки) это, в принципе, специфические справочники с ограниченным форматом данных и некоторыми сервисными функциями.
Архивы образуются тематическими подборкам блоков информации, и могут являться разновидностью каталогов.
Анонсы это, как правило, новостные информационные блоки небольших объемов.
При этом, в зависимости от частоты и способа обновления содержания, их можно разделить на статичные и динамичные. Статичные ресурсы, как правило, редко обновляются (от 2х раз в год до 4х раз в месяц), и процесс этот производится вручную. Динамичные обновляются достаточно часто (от 2х раз в неделю до нескольких раз в день), причем это происходит с использованием автоматизированных систем или программ. Естественно, что динамично обновляемые проекты имеют более высокий рейтинг популярности, в силу привыкания пользователей к адресу, дизайну и сервису проектов. Однако, для динамичного, или хотя бы периодичного обновления контента необходима информация. А почему бы не брать информацию в самом интернете, тем боле, что ее там море? В принципе, поиск информации в сети дело несложное, но иногда бывает трудоемким. К тому же публикация в сети информации из самой же сети, по меньшей мере бессмысленно, а по большому некорректно по отношению к ее автору.
?Итак, третий вопрос это источники информации для контента проекта. На больших коммерческих проектах этой работой занимаются специально обученные организмы, именуемые контент-менеджерами. Они ищут информацию для обновления в сети и в прессе, на выставках и презентациях и вообще везде, где придется. Это очень тонкая аналитическая работа и у нее есть свои особенности, описание которых не уместится в эту статью. Если же ваш проект не подразумевает привлечение специалистов, но должен быть динамически обновляемым, то единственное решение здесь заставить посетителей самих вносить информацию. Это, кстати очень полезно, так как существенно оживляет весь проект в целом. Сделать это можно двумя путями: либо посетитель будет высылать вам информацию, например по электронной почте, либо вносить ее в специальную форму-бланк, на страницах вашего проекта. И в том, и в другом случае необходимо модерирование, то есть обработка присланной информации, опять же специальным человеком, лучше всего журналистом или специалистом в данной области.
Остается все же вопрос: как заставить посетителей присылать информацию? Над этой проблемой бьются и владельцы своих любительских сайтов, имеющие гостевые книги. Скажу честно, это тоже целая наука. итак, основные вопросы к решению при разработке контента это что размещать, насколько это будет интересно, как размещать, какие преследуются цели, и как все это поддерживать?