Автор статьи:
>
В данной статье мы предлагаем вашему вниманию рекомендации по выбору программныtaх продуктов для поддержки бюджетирования и управленческого учета.
В настоящее время на рынке программных продуктов представлено множество решений полностью или частично реализующих автоматизацию задач бюджетирования и управленческого учета.
Одним из важнейших моментов, на который следует обратить особое внимание при выборе соответствующего программного обеспечения, является, совпадение принципов ведения управленческого учета в вашей компании и принципов работы выбираемого программного обеспечения.
Кроме этого следует также помнить, что выбранное ПО должно стать не только центром консолидации плановой и отчетной информации, но и центром получения всей отчетности по бюджетам в форме, удобной для принятия управленческих решений.
Как определить, подходит ли вашему бизнесу данное программное обеспечение? Соответствуют ли принципы работы программы принципам бюджетирования и управленческого учета, принятым в вашей компании?
Если вы сами продолжительное время методично занимаетесь поисками ответов на эти вопросы или перед вами поставлена задача, в короткие сроки выбрать соответствующее ПО, то мы предлагаем вам в помощь инструмент, который существенно облегчит вашу работу. Это рекомендации по выбору программных продуктов для поддержки бюджетирования и управленческого учета, которые были выработаны нами за более чем 6-летний опыт постановки и автоматизации бюджетирования и управленческого учета на российских предприятиях.
Отметим, что в данной статье мы делаем основной упор на финансовый аспект бюджетирования и управленческого учета, а точнее, на финансовые показатели деятельности компании, так как именно грамотное финансовое управление бизнесом приносит владельцам предприятия прибыль.
Руководителям предприятий для принятия решений в области управления финансами компании важна информация о том, каковы консолидированные результаты бизнеса и результаты работы отдельных подразделений именно в денежном выражении.
Менеджерам подразделений, для обеспечения руководителей такой информацией, необходимо осуществлять планирование и учет в стоимостном выражении (в количественном выражении в разумной детализации), а также вести совокупность взаимосвязанных бюджетов и показателей финансово-экономического анализа. И инструментом для решения данных задач служит соответствующее ПО в области автоматизации финансового управления.
Первоначальный выбор
Чтобы выбрать программный продукт, оптимальный для вашей компании, ответьте на вопросы представленные ниже.
Ответы на первые три вопроса помогут значительно сузить рамки на первоначальной стадии выбора продукта и укажут также на свойства продукта, которые следует изучить более детально:
1. Какую учетную систему вы используете или планируете использовать?
Этот момент является одним из самых важных, так как большая часть данных, используемых в бюджетном управлении и управленческом учете, используется также в бухгалтерской учетной системе. Например: если вы используете или планируете использовать систему «1С:Предприятие» (наиболее популярную учетную систему среди российских пользователей), то рамки выбора ПО сужаются. Вы сосредотачиваете поиски среди систем, разработанных на данной платформе, и, тем самым, избавляете себя от двойного ввода данных в будущей
работе.
2. К какой форме организации бизнеса относится «автоматизируемое» предприятие: холдинг, корпорация, акционерное общество с развитой филиальной сетью или небольшая
компания?
Здесь важно понять, есть ли необходимость в учете или планировании внутрихолдинговых операций и консолидации данных из дочерних/аффилированных структур.
Соответственно, если такая необходимость есть, то ПО должно иметь все функциональные возможности для настройки специальных форм для учета внутренних операций. Такие операции отражаются в отчетности дочерних компаний, но исключаются из отчетности головной компании во избежание двойного учета. А если необходимости нет, то Вам, соответственно, необязательно платить дополнительные деньги за расширенный функционал.
3. Существует ли у вашей компании потребность в гибкой модели управленческого учета и бюджетирования с возможностью изменения настроек в ней? Нужно ли создавать собственные бюджеты, отчеты или настраивать собственные алгоритмы расчета показателей управленческого учета? Или на вашем предприятии будет достаточно внедрить жесткую модель бюджетов, с минимальными корректировками в будущем?
Если предприятие динамично развивается и требуется гибкая модель бюджетирования, то вам надо искать такое ПО, которое позволяет настроить управленческий план счетов, форматы отчетов, связи между бюджетами, все параметры специальных процедур для учета и планирования (см. ниже вспомогательную таблицу для подробного сравнительного анализа программных продуктов) и т.п.
Если же предприятие стабильно и никаких существенных изменений в финансовой структуре, принципах управленческого учета и т.п. не предвидится, Вам будет удобнее внедрить программу с заданной, жесткой моделью бюджетов.
Детальный выбор
В процессе постановки системы бюджетирования и финансового управления на многих российских предприятиях, мы пришли к выводу, что выбор программного продукта для бюджетирования и управленческого учета — это решение, напрямую зависящее от стратегии развития компании. Поэтому требования к системе следует предъявлять исходя не столько из конкретных текущих задач, сколько из будущих потребностей системы управления, которая будет существовать в компании с учетом ее развития.
Предлагаем вашему вниманию сравнительный анализ программных продуктов для автоматизации бюджетирования и управленческого учета (Таблица 1).
В столбце 1 приведен список основных требований со стороны системы управления к информационным системам по бюджетированию и управленческому учету. Для удобства и наглядности они разбиты по этапам управленческого цикла. Дополнительно приведены технические возможности, а также условия распространения, внедрения и поддержки информационной системы.
В столбце 2 Вам предлагается проставить ту или иную степень важности наличия данной возможности в выбранном ПО. При выборе необходимо анализировать соответствует ли выделенная возможность ПО принципам работы в компании. На практике часто возникают ситуации, когда выделенный принцип важен, но пока отсутствует в системе бюджетирования и управленческого учета компании. Поэтому необходимо учитывать не только реальную ситуацию в организации системы, но и ее развитие. Подобную динамику важно спрогнозировать заранее, чтобы понять, стоит ли выбирать систему, которая сможет реализовать данные функции, даже если такой потребности на сегодняшний момент нет. Либо предусмотреть переход в будущем от более простого ПО к более сложному, решающему целый комплекс задач. Для этого вы можете использовать такие варианты ответов, как: «важно сейчас», «в течение года», «в течение 1 — 2 лет», «более года» и. т.д.
В столбцах 3 — 5 (количество граф зависит от количества сравниваемых между собой программных продуктов) проставляется наличие возможности в ПО значками «+»; «-«, либо другим
способом.
В столбце 6 таблицы приводится классификация ПО в зависимости от его назначения: программы для ознакомления (обучения) с минимальными функциональными возможностями, программы для решения конкретных (локальных) задач с функциональными возможностями для решения именно этих задач и комплексные программы, с расширенными функциональными возможностями для автоматизации предприятия в комплексе. Также указано, какие функциональные возможности ПО реализуются в каждом из трех типов относительно данной классификации. Следует понимать, что более сложные программы включают возможности двух предыдущих групп: как возможности обучения, так и решения отдельно взятой локальной задачи.
Таблица 1. Сравнительный анализ программных продуктов для автоматизации бюджетирования и управленческого учета.
Возможности программы | … | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Целеполагание и построение модели бюджетирования и управленческого учета | |||||
1. Делегирование ответственности и полномочий. Возможность выделения в составе компании центров финансовой ответственности позволяет получать любой управленческий отчет по отдельному ЦФО (бизнесу, подразделению, проекту), группе или всей компании. При этом финансовая структура может совпадать, или отличаться от организационной. |
Обучение | ||||
2. Моделирование системы бюджетов. Возможность построения собственной системы бюджетов и настройки взаимосвязей между ними. |
Комплексное решение |
||||
3. Универсальность системы бюджетирования. Возможность реализации в единой модели и базе данных системы бюджетирования для фирм с разными направлениями деятельности позволяет применять программу для разнопрофильных компаний. |
Обучение | ||||
4. Настройка собственных отчетов, показателей и аналитик бюджетирования. Создание и настройка собственных показателей и отчетов позволяют получать индивидуально настроенные данные. Количество аналитик должно быть неограниченно, если перед менеджерами динамично возникают новые задачи и требования. Применение визуальных технологий исключает необходимость кодирования с привлечением программистов и сокращает время на получение результатов. |
Комплексное решение |
||||
5. Моделирование финансово-хозяйственной деятельности. От возможности настройки индивидуальных операций, свойственных конкретному бизнесу и системе управления зависит качество управленческих отчетов и точность системы учета и бюджетирования. |
Комплексное решение |
||||
6. использование нормативов и лимитов. При налаженном процессе бюджетирования нормативы позволяют автоматически планировать и ограничивать расходы средств по статьям и прочим аналитикам, а лимиты — контролировать исполнение бюджета. |
Локальная задача |
||||
7. Поддержка международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В случае поддержки МСФО, возможно ведение учета и подготовка управленческой отчетности в «западных» форматах (GAAP, IAS и др.). Это необходимо для западных инвесторов, и выхода на западные рынки привлечения инвестиций. |
|||||
8. Возможность параллельного учета по нескольким стандартам. Данная возможность требуется, когда необходимо предоставлять несколько вариантов отчетности, исходя из совершенно различных принципов учета, обработки данных и формирования отчетов, основываясь на одной и той же первичной информации. |
Комплексное решение |
||||
9. Управленческие аналитики. Достаточность доступных управленческих аналитик определяет возможности построения аналитических отчетов. В состав управленческих аналитик входят бюджетные статьи, контрагенты, продукты, ЦФО и т.п. |
Локальная задача |
||||
Планирование, бюджетирование | |||||
10. Получение основных бюджетов. Возможность получения бюджета движения денежных средств (БДДС), бюджета доходов и расходов (БДР), бюджета по балансу (ББЛ). |
Локальная задача |
||||
11. Получение дополнительных бюджетов. Возможность получения бюджета продаж, закупок, производства готовой продукции, остатков, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п. |
Локальная задача |
||||
12. Установка целевых значений. Для руководителей важно иметь возможность установить одной цифрой значения целевого результата (ориентира), чтобы затем подчиненные детализировали бюджеты и обеспечили достижение данного значения, сначала по плану, затем по факту. |
Обучение | ||||
13. Планирование различных сценариев. Ведение п Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter |