Всем, кто работает с персоналом, известно слово “коучинг». Термин новый, модный – сколько таких появилось в эпоху рыночных отношений? Маркетер, аутсорсинг, фьючерсы, хеджирование… Вот и этот хотелось бы не просто слышать в лексиконе менеджера по кадрам, но и видеть реальный результат от практического использования коучинга. Нет универсального определения понятию «коучинг». В буквальном переводе с английского означает наставлять, воодушевлять, тренировать. Думаю, что правильно называть коучинг процессом обучения человека тому, как достичь наиболее эффективно поставленных перед ним целей. Причем ставка делается исключительно на полное раскрытие собственного потенциала обучаемого.
Каждый сотрудник компании обладает колоссальными скрытыми возможностями, о которых зачастую не все известно не только работодателю, но и самому работнику. Традиционная директивная система управления не позволяет это потенциал раскрыть в полном объеме и реализовать. Как следствие, имеем отсутствие интереса к выполняемой работе и потерю мотивации. Сама работа выполняется в полсилы, эмоциональная удовлетворенность отсутствует, производительность труда падает. Можно, конечно, отправить сотрудника на курсы повышения квалификации и тренинговые семинары, но легко ли ему будет в традиционной системе «начальник- исполнитель» реализовать новые знания и умения? Особенно это касается вновь принятых на работу – адаптация в трудовом коллективе требует определенного времени и не всегда протекает безболезненно для обеих сторон.
Что обычно делают для того, чтобы ускорить процесс адаптации новичка на рабочем месте? К нему прикрепляют наставника, который обязан инструктировать, давать указания и поучать различными другими способами. Иное дело – коучинг. Здесь вместо наставника с обучаемым в паре сотрудничает коуч. Вместо наставлений и советов он задает вопросы. Поиск ответов на вопросы коуча дает совершенно иное видение исходной ситуации и позволяет находить порой совершенно неожиданные решения. Коуч как бы незаметен в своей роли: он подталкивает своего клиента в нужном направлении, помогая ему тем самым раскрыть внутренние ресурсы и реализовать их для решения задач и достижения конечной цели.
Каковы же методы работы коуча со своим напарником? Прежде всего, коуч выясняет, действительно его подопечный настроен на кардинальные позитивные перемены, готов ли к ним и намерен ли прилагать собственные усилия. Коуч, насколько бы сам умен и успешен ни был, не всесилен: если нет интереса со стороны обучаемого, то коучинг, как таковой, не состоится. Далее определяется направление коучинга. Это может быть решение определенной бизнес-проблемы, достижение жизненного баланса, повышение личностной эффективности, выработка нетрадиционной точки зрения, поиск новых алгоритмов решения задач. Следующим этапом является выбор формы общения коуча с клиентом – индивидуальный вариант или групповые семинары. Занятия обычно длятся до двух часов и проводятся на протяжении полутора-двух месяцев не реже двух раз в неделю. Техника работы с клиентом как «один на один», так и в группе выбирается в каждом конкретном случае коучем и часто бывает авторской. Поэтому, решаясь на коучинг, мастера нужно выбирать ответственно. Понятно, что раскрывать будем собственные потенциальные возможности, но выступить гарантом нашего успеха берет на себя смелость коуч.
Кстати, к коучам обращаются не только новые работники или молодые специалисты без опыта и стажа работы. Здоровые амбиции успешно сделавших карьеру устремляют этих уверенных в себе деловых людей к более сложным рубежам: чтобы не проиграть шанс преумножить свой успех, они также берут на вооружение коучинг. Такие услуги предоставляют специализированные фирмы и отдельные индивидуально практикующие лица. На предприятиях коучингом занимаются менеджеры по персоналу, прошедшие соответствующую подготовку. Коучинг не является альтернативой обучению и профессиональным тренингам. Он замечательно дополняет процесс повышения квалификации кадрового состава и позволяет каждому работнику, какую бы должность тот ни занимал, максимально адаптироваться к условиям работы и реализовать себя, обеспечив тем самым и эффект личной работы, и высокие результаты деятельности организации в целом.