Автор статьи: ЗШМ
По-русски эта должность называется «специалист (менеджер) по связям с общественностью» или просто «пиар» (от английского PR). Обязанности менеджера PR состоят, прежде всего, в формировании общественного мнения, благоприятного для работы его организации. Разумеется, существуют и другие задачи — как то: информирование руководства компании о результатах опросов общественного мнения, прогнозы на будущее и заблаговременное выявление неблагоприятных тенденций. при этом под общественным мнением следует понимать не столько общественность вообще, сколько представителей средств массовой информации, власти всех уровней, партнеров и клиентов компании. Обычно специалисты по PR участвуют в организации разнообразных акций (выставок, пресс-конференций, презентаций, «круглых столов», концертов фестивалей, благотворительных акций и пр.). В случае, если подобные акции проводятся другой компанией, специалист по PR должен определить, может ли в данной акции участвовать его организация. Специалисту по PR желательно владеть также методами классической рекламы: телерадиопередачи, статьи в печатных изданиях и пр. Цель комплекса подобных мероприятий может состоять как в улучшении имиджа самой компании (в глазах определенной аудитории), так и в продвижении на рынок определенного товара (марки товара). Поговаривают, что в крупных компаниях существуют специалисты по «черному пиару», т.е. по подрыву имиджа конкурентов в глазах общественности. Подобные слухи неизменно и категорически опровергаются специалистами по PR.
В иностранных компаниях специалисты по PR занимаются нередко и внутренними вопросами: проведением опросов среди служащих компании, разработкой кадровой политики компании, предотвращение конфликтов между руководством и подчиненными и пр. Менеджеру по PR необходимо быть специалистом в области практической психологии, уметь прогнозировать поведение отдельных людей и людских групп, владеть основами социологии и методиками проведения опросов общественного мнения.
Как и многие другие, эта профессия возникла в России несколько лет назад. В Москве подобных специалистов готовят, например, в МГУ и МГИМО. Существуют также множество курсов по подготовке специалистов по связям с общественностью. Чаще всего в PR приходят люди, занимавшиеся рекламой, журналистикой, нередко это просто специалисты, имеющие связи во властных структурах.
В России сейчас иметь собственные службы PR в данное время могут позволить себе только крупные банки и компании. В небольших компаниях подобные функции выполняют обычно менеджеры по рекламе. Кроме того, надо упомянуть и о PR-агентствах, которых в России насчитывается несколько сотен, из них большинство в Москве и крупных городах. До кризиса специалисты по PR относились к категории высокооплачиваемых сотрудников. Уровень их заработной платы колебался в пределах от полутора до трех тысяч долларов. Сейчас работа подобных специалистов оценивается примерно в шестьсот — тысячу долларов