Сегодня утверждение, что учиться необходимо всегда и в любом возрасте, актуально как никогда. Например, сотрудники администрации Президента были отправлены на курсы повышения грамотности в сфере деловой речи и обучения правильному языку законодательства. Любая компания понимает важность обучения персонала, а грамотность на уровне правописания и культуры речи не подлежит обсуждению – профессиональный сотрудник должен уметь письменно и устно общаться с коллегами, персоналом и вести деловые переговоры.
Но в настоящий период времени руководители и аналитики многих российских компаний ясно осознали, что сейчас важную роль играет обучение персонала антикризисным навыкам и знаниям. Самые востребованные тренинги, семинары и курсы по темам: конфликты, стрессы и повышение продаж в условиях экономического кризиса. И этому необходимо обучать не только маркетера, но и тех, кто является участников всей цепочки торгового процесса.
Обучение умению общаться и при любых ситуациях оставаться доброжелательными и вежливыми – целая наука, а в теперешних условиях для организации повышения продаж просто необходима как воздух. Правда, некоторые серьезные компании и не прекращали постоянного обучения в этом направлении, потому что клиент и общение с ним – самое важное в работе, и от результатов этого контакта (продавца и покупателя) в конечном итоге зависит прибыль всей компании.
Сотрудникам аптечных сетей и фармацевтических предприятий приходится отвечать на особо щепетильный вопрос (причем на разных уровнях): «Почему лекарства стоят столько, а в соседней аптеке гораздо дешевле?». Вопрос покупателя, на который надо научиться отвечать рядовому продавцу или фармацевту. Обучение персонала в этой и других торговых компаниях направлено прежде всего на адаптацию к нынешним условиям, к отношениям повышенной раздражительности и справедливой критики.
Персонал коммерческих и других банков активно обучают предлагать кредитные программы населению и одновременно, умению способствовать возвращению долгов частными лицами и предприятиями. Особое внимание уделяется психологической подготовке банковского персонала, который должен уметь сформировать у клиента-потребителя мотивацию возврата кредитов и ипотечных обязательств.
Инженерный персонал в настоящее время есть необходимость обучать с удвоенной силой в прямом смысле, потому что в условиях жесткой конкуренции и экономии компании вынуждены сокращать сотрудников, и вместо двух инженерно-технических работников в штатном расписании появляется лишь одна единица. Правильно обученный инженер несомненно принесет больше пользы, чем больше сотрудников, не владеющие последними технологиями и навыками продвижения продукта компании. Разумеется, в таких условиях повышение уровня зарплат резко обостряется, но это решаемый вопрос в рамках конкретного сотрудника и руководителя.
Вывод напрашивается очевидный: в условиях мирового финансового и экономического кризиса активное обучение персонала не является средством «разбазарить» бюджетные деньги, а напротив, грамотно обучая персонал, активно повышать общую производительность и прибыль компании.