При планировании обучения персонала возникает закономерный вопрос, как и в какой форме проводить тренинги, используя открытую форму обмена опытом или предпочесть корпоративные тренинги конкретного направления в бизнесе. Этот вопрос решают руководители и аналитики любой компании, но чужой опыт может сыграть важную роль и определить приоритетные направления.
Подводя некоторый итог опыта руководителей крупных российских компаний, можно утверждать, что каждая форма тренинга имеет свои привлекательные моменты и стороны. Открытый обмен опытом с представителями других отраслей бизнеса позволяет оценить свой бизнес, свою работу свежим взглядом как бы со стороны. В результате, появляются новые нестандартные решения вопросов, интересный подход к поставленным задачам. Разумеется, организация, проведение и участие в открытых тренингах стоят недешево, но необходимость в этом варианте обучения очевидна, особенно для представителей творческих профессий, впрочем и marketer получит достаточно полезной информации и свежих идей.
Те обстоятельства, что участники открытых тренингов не знакомы друг с другом, а в будущем – вряд ли будут пересекаться в бизнесе, поэтому они ведут себя расковано и естественно в этих условиях, не боятся проявить свои ограниченные знания или полное незнание материала. Именно тесное общение, обсуждение проблем и обмен опытом позволяют всем участникам открытых тренингов получить большой объем новой информации о различных продуктах рынка, о новых технологиях.
Участие в корпоративных тренингах позволяет участникам разбираться в вопросах, которыми владеют все участники тренинга, людям легче понимать друг друга, существо вопросов. Многие утверждают, что долгосрочный тренинг дает хорошие результаты, например, если корпоративный тренинг продолжается год и более. Отлично усваивается теоретический материал, отрабатываются навыки и проверяются поэтапно на практике.
При выборе программ для сотрудников следует обратить внимание на тот факт, что рядовым сотрудникам лучше подойдут семинары и тренинги корпоративного характера, а менеджерам среднего звена полезнее будут открытые тренинги, где можно позаимствовать опыт других компаний и отраслей.
Желательно организовывать корпоративные тренинги таким образом, чтобы совместить работу и тренинги без ущерба для основного производственного процесса. Если количество участников корпоративного тренинга составляет 10-15 человек, следует проводить обучение в самой компании, а 1-3 сотрудников вполне можно отправить на открытые семинары и тренинги без ущерба для бизнес-процесса даже в другой город, регион. Выбирая и приглашая преподавателей тренинговой компании, проверьте, чтобы она не работала с вашими конкурентами по бизнесу, иначе возможна утечка информации для обеих сторон и неэффективность такого обучения будет очевидна.
Выбор открытого или корпоративного тренинга обусловлен и стоимостью такого обучения персонала. Руководство после тщательного анализа ситуации: сколько сотрудников необходимо обучить, где будет проходить учеба, какие навыки (ведение переговоров, управление персоналом, руководство проектами и так далее) они должны получить в результате. Тогда и определится необходимый формат обучения персонала и какую сумму возможно потратить на эту важную составляющую ведения бизнеса с учетом новых тенденций и технологий.