Автор статьи: Добровольский Евгений
Еще в середине XX века можно было получить высшее образование, на приобретенных наниях построить карьеру и далее руководить предприятием, набирая лишь практические навыки. Сегодня этого явно недостаточно. Высокая динамика окружающей среды, появление новых технологий управления, рост конкуренции — все это заставляет дальновидных руководителей вовлекать новые знания в процесс управления.
Желание соответствовать современным требованиям бизнеса и возникновение вопросов, на которые не найти простых ответов, приводят руководителей предприятий к пониманию, что постоянное приобретение новых знаний, повышение профессионализма квалификации персонала являются стратегическим конкурентным преимуществом.
Услуг по бизнес-обучению на российском рынке появляется все больше и больше. остаточно открыть любое деловое издание, чтобы получить информацию об обучающих ограммах на квартал вперед. приглашения на семинары и тренинги регулярно ссылаются по почте «руководителю» и по электронным базам данных. Но не стоит нимать поспешных решений о посещении семинара или тренинга. Для начала необходимо ответить на некоторые вопросы.
С какой целью учиться?
Первоочередная задача менеджера компании — поставить цель обучения, обозначить облему, которую он хочет преодолеть, прибегнув к бизнес-образованию. Это сделать непросто.
шерархия управления
Бывают ситуации, когда директор компании приходит на семинар, для решения стного вопроса, а по ходу занятия выясняется, что решать его надо не на семинаре, например, по управлению затратами, а на тренинге по стратегическому управлению, реструктуризации или бизнес-инжинирингу. Дело в том, что нестыковки на нижнем уровне в иерархии управления (Рис. 1) всегда более заметны, хотя они могут являться следствием ошибки на высшем уровне. Поэтому часто, даже для того, чтобы просто классифицировать проблему, необходима помощь специалистов. мерно в 40% случаев консультанты могут, предварительно ознакомившись с ситуацией, обозначить проблемную область и посоветовать менеджерам ту или ную тематику обучения. Но чаще, для поиска узких мест и диспропорций в бизнес-процессах необходимо иметь более полное представление о деятельности предприятия. В этом случае, определением проблемы занимается руководство самого предприятия, едварительно пройдя обучение.
Какую форму обучения выбрать?
Второй не менее важный шаг — определиться с тем, какой конкретно результат Вы хотите получить и, в зависимости от этого, выбрать форму обучения. Нередкая ошибка на этой стадии приводит к разочарованию в консультационных услугах вообще и в конкретных фирмах, оказывающих эти услуги. Поэтому необходимо понимать специфику каждого из видов обучения.
Семинар, например, дает широкие теоретические знания, рассказывает о новых достижениях науки, развитии технологий управления. Некоторые семинары с элементами тренинга позволяют применить на практике новые технологии. Но в задачи такого вида обучения не входит дать ответ на вопрос клиента в виде готового рецепта, который чаще всего пытаются там найти. Цель семинара заключается в решении других вопросов. Например, наш цикл семинаров «Управление современным едприятием» охватывает все сферы управления компанией, показывает наиболее облемные области, характерные для российского бизнеса и рассматривает на ктических примерах, как можно с ними бороться. Таким образом, менеджеры олучают важный результат — умение увидеть и правильно сформулировать проблему, которая препятствует успешному развитию предприятия. Поэтому мы советуем руководителям осещать семинары регулярно, чтобы поддерживать систему управления на высоком уровне и быть в курсе новейших технологий бизнеса, опережая конкурентов.
Тренинги предназначены для выработки навыков практического применения нструмента эффективного управления. Они обычно узкоспециализированные, поэтому нятии решения о посещении тренинга необходимо быть уверенным, что выбрана нужная тема. Иначе, Вас научат решать не вашу проблему, и деньги будут потрачены впустую. В рамках тренинга группе участников передают технологию управления учат ей пользоваться. Поэтому на обучении должны присутствовать сотрудники, которые непосредственно вовлечены в управление компании и способны внедрить новые технологии на предпри
ятии.
Курсы повышения квалификации (КПК) — комплексная краткосрочная программа, направленная на подготовку специалистов к профессиональной работе в определенной области (финансах, маркетинге, управлении и т.п.) Это самостоятельная форма обучения, не требующая предварительного посещения семинаров или тренингов. В рамках курсов преподаются постоянно обновляемые теоретические основы и вырабатываются ктические навыки, чаще всего, с применением программных продуктов. По окончании КПК сотрудник полностью готов к работе.
Кого отправить учиться?
Существует несколько вариантов внедрения новых знаний на предприятии.
- Обучение проходит высший менеджмент предприятия, передавая знания средним нижним звеньям управления;
- Обучается менеджер среднего звена, который в дальнейшем является источником новых знаний на предприятии;
- Проводится корпоративное обучение управляющей команды предприятия — менеджеров высшего и среднего звена.
Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Обучение высшего вена менеджмента дает хорошие результаты, так как директора обладают полномочиями оводить любые изменения в компании, но они могут столкнуться с непониманием одчиненных и трудностями во внедрении новых идей.
Менеджер среднего звена, прошедший обучение, напротив может испытать сложность с продвижением новых технологий в компании, где руководство не осознает необходимости менений.
Присутствие на занятиях менеджеров одной компании в рамках корпоративного тренинга или семинара позволяет рассматривать вопросы, касающиеся сферы деятельности менно этого предприятия, более детально обсуждать подробности вариантов их ешения. Но главное преимущество заключается в том, что группа руководителей с разными представлениями о бизнесе и управлении превращается в команду, имеющую единое видение задач фирмы, владеющую одной терминологией и способную совместно нализировать проблемы и находить пути их решения, используя новые перспективные методы управления.
По оценкам специалистов, разработавших цикл семинаров «Управление современным едприятием», 65% компаний используют первый способ внедрения знаний, то есть обучение высшего менеджмента. 30% отправляют на обучение специалистов менеджеров среднего звена. И всего 5% компаний выбирают корпоративное обучение, несмотря на то, что оно дает наилучший результат.
«Велд», как пример обучения
В качестве успешного примера обучения можно привести московскую производственно-торговую компанию «Велд», которая на определенном этапе развития решила объединиться с заводом-производителем одного из продуктов. Руководство компании посетило семинар «Управление современным предприятием» и определило, что главной проблемой, стоявшей перед обеими фирмами, стало различное видение дальнейшего развития объединенного предприятия, то есть разные бизнес-идеологии.
Российские предприниматели заключают договора, обсуждая условия сотрудничества, оставки, платежи, и т.п., а навыков ведения переговоров о создании совместных ценностей не имеют. Тем не менее, единая бизнес-идеология необходима для эффективной боты предприятия, иначе, каждое подразделение, не понимая общих задач, старается достичь частных целей, иногда противоречащих целям компании. Поэтому топ-менеджеры обеих компаний собрались на корпоративном тренинге по выработке миссии и стратегическому управлению.
Генеральный директор компании «Велд» Третьяков М.Л. дал высокую оценку результатам обучения: «Проведенный пятидневный тренинг стал значительным этапом в деле еорганизации предприятия и формирования сплоченной управленческой команды. ервая часть тренинга : была посвящена изучению методов мышления по технологии , установки атмосферы открытости, настройке на совместную коллективную боту и, как результат, выработке миссии. Мы научились лучше взаимодействовать друг с другом, по определенным алгоритмам объединять усилия команды на достижение намеченных целей.
Результатом первой части тренинга стала выработанная миссия нашей компании.
Во второй части семинара-тренинга : мы получили теоретические знания об основах управления бизнесом, построения организации, разработки стратегии предприятия, основах системы бюджетного планирования. Полученные знания по организации современного предприятия позволили нам подняться на бо