Автор статьи: Андрусенко Татьяна
Внимание к вопросам организационного обучения не ослабевает с тех пор, как стали проводить связь между обучением и получением прибыли. Однако декларирование взаимосвязи между стратегией предприятия и обучением во многих случаях не означает, то в организации был проведен хотя бы один тренинг, на котором бы работников учили связывать их повседневные задачи с глобальными задачами всего предприятия.
Колебания и сомнения по поводу того, когда и сколько выделять времени для обучения сотрудников, даже если затраты представляются разумными и обоснованными, объясняются тем, что и по завершении обучения бывает сложно проследить его непосредственное воздействие на результаты деятельности предприятия. именно этап использования наний, на котором делается наибольший вклад в создание стоимости, является до сих пор наименее исследованным.
Тем не менее и обучение, и обмен знаниями важны для компании, поскольку представляют омежуточный этап между применением уже имеющихся идей и генерацией новых. В этом случае обучение не заканчивается решением одной текущей задачи, а рассматривается как долгосрочный проект, когда всякий раз в другой рабочей ситуации уже полученные нания не отбрасываются, а накапливаются, систематизируются и становятся ресурсом, озволяющим предвидеть новые рыночные возможности.
Создание обучающей среды на предприятии
Компании в целях создания комфортной рабочей среды для обучения, помимо перепланировок бочего пространства, стремятся организовать саму работу так, чтобы она была в радость. исследования доказывают, что в процессе обучения в организме человека формируются новые белковые структуры. Учитывая тот факт, что способность людей учиться затрагивает неограниченный диапазон интересов человека, компании стараются спользовать и знания своих работников, не связанные напрямую с их непосредственной офессиональной деятельностью, ведь и в нерабочее время обучение не прекращается.
Компания Xerox, например, использует метод творческой игры в обстановке, напоминающей тмосферу детских летних лагерей. Каждой группе — участнику игры — ставится дача найти подход к определенному клиенту. Участникам предоставляется полная свобода поиска информации и составления плана решения задачи. А некоторые военные организации отправляют своих сотрудников набираться опыта в деловом мире, чтобы онять, как принимаются решения в условиях стресса, напоминающих условия ведения военных действий. Группы морских десантников принимают участие в торгах на Чикагской ли Нью-Йоркской биржах, получая опыт принятия решений на основе неполной информации считанные секунды.
Ценным результатом семинаров и тренингов компании Celemi, разработчика компьютерных обучающих программ, стало создание атмосферы свободного обмена информацией между сотрудниками, которые в других условиях практически не общались друг с другом. этом сформировались новые каналы общения между людьми, что способствовало как более полному видению общей картины и лучшему пониманию связи своей повседневной боты с задачами, стоящими перед организацией, так и обнаружению скрытых источников наний у работников.
Новые программы обучения
Помимо привычных тренингов, например, по эффективным продажам или управлению оектами, среди наиболее интересных новых программ, входящих в концепцию системы управления знаниями предприятия, можно указать следующие.
Обучение правильному использованию информации
Примерами могут служить проекты компаний Ford, Dow Jones, Fairchild Semiconductor, Heller Financial. Практика показывает, что в среднем сотруднику удается найти до 50% информации, необходимой ему для работы. Чтобы увеличить эффективность доступа к информации групп разработчиков продукта, в компании Ford не стали олагаться на личные привычки 360 тыс. сотрудников в плане управления информацией. В рамках одной из программ реинжиниринга был выполнен проект по обследованию групп разработчиков относительно того, какая информация требуется им для работы.
После анализа полученных ответов составили список из 82 пунктов, отражающий нформационные приоритеты специалистов и ставший основой для размещения информации о разработке новых продуктов в интранете. Также были разработаны стандарты для управления содержанием интранета и его наполнения. После этого компания Ford няла решение о создании корпоративной базы знаний. Централизованно