Автор статьи: Коновалов Андрей
Считать ли соискателя человеком?
Да-да, вот именно так – есть ли смысл в таком к нему отношении?
Всем известно, что соискатель – это такой назойливый, часто маловменяемый, как правило, довольно потешный субъект, неуклюже пытающийся «добиться» получения работы. В поиске работы он обычно ничего не смыслит, безумно рассказывает правду о себе или бездарно фантазирует. Он уверен, что та вакансия, по которой вы ведете подбор, подходит для него наилучшим образом и его не интересует, насколько он сам к ней подходит. Он присылает резюме из раза в раз, он звонит, приходит на собеседования… Фактически, он мешает работать! и вот вопрос – стоит ли относиться к этому мельтешащему существу так, как будто он равен НАМ? Ответ – нет, нет и нет, и вот почему.
Конечно, можно было бы исполниться ложного гуманизма и проповедовать человечность в рекрутинге. НО! Это будет вам стоить! и стоить немало! Конкретно? Пожалуйста. Если допустить кощунственную мысль о равенстве (или хотя бы близости) соискателя нам, то придется поступиться многим. Вы уже не сможете звонить соискателю на работу и говорить его сослуживцам: «Он нам резюме прислал, хотели бы с ним пообщаться…». Связываясь с соискателем по телефону, вы начнете спрашивать, удобно ли ему разговаривать! Более того, звоня на сотовый, вы станете тревожиться за его деньги и предлагать перезвонить вам с городского. Представляете?
Вы будете вынуждены приходить на назначенные собеседования точно к оговоренному времени, а если вдруг случится задержка, то (Боже!) приносить свои извинения! Вы не сможете заставлять кандидатов заполнять ваши анкеты! Представляете? АНКЕТЫ!!! Да, все мы знаем, что анкеты обычно дублируют то, что написано в резюме и что потом еще раз соискатель будет рассказывать. Все мы знаем, что если есть резюме, то заполненную анкету потом никто читать не будет. Ну и что!?!?! Анкеты заполняли, начиная с девяностого года, так и что ж теперь, вот так вот все и отменять? Традиции рушить?! А уважение, я извиняюсь, вы чем внушать собираетесь? Умным лицом?
хорошо, дело ваше. Но список еще не окончен. Если допустить (хотя бы на миг!), что к соискателю возможно человеческое отношение, то собеседование вы не сможете закончить, лишь взглянув краем глаза на кандидата. НЕТ! Вам придется уделить ему не менее пятнадцати минут вашего драгоценного времени, даже если с порога понятно, что он не тот, кто вам нужен. Вы начнете убеждать себя, что соискатель не должен быть обижен тем, что он, возможно, полтора часа добирался до вас и удостоился трехминутной аудиенции. Вы будете стараться сделать вид, что происходит реальный отбор, есть и другие кандидаты, но этот ничуть не хуже остальных. Для вас станет важно, чтобы не пострадала, (ха!), самооценка (!) этого существа! Дойдет до того, что при предварительном телефонном разговоре вы начнете выяснять все формальные ограничения, чтобы «ему лишний раз не ездить»!!! Как будто вам есть дело до ЕГО времени!
Что еще? Кто на собеседовании хозяин? Вопрос не уместен? А вот вам придется делать вид, что это не допрос, а беседа, неторопливая беседа двух умных людей. И вы не сможете «прессовать» собеседника металлическими вопросами, просвечивать его, тварь дрожащую, глазами-рентгенами, и заставлять оправдываться и каяться. Нет, уже не сможете. Вы будете изображать благодушие и расположенность, улыбаться и подбадривать и делать прочие отвратительные вещи. Да, еще вам придется отказаться от вашего замечательного плана собеседования, когда есть десять стандартных вопросов и вы задаете их один за другим. Это ведь неуважение к личности (!) собеседника! Вы должны будете получать ответы на свои вопросы в процессе этой самой БЕСЕДЫ, чтобы соискатель думал, что это спонтанно возникший интерес к его личности или професиональному опыту. Вот так!
А еще вы начнете заниматься… хм… извиняюсь, конечно, за выражение… гхм… э-э-э… профориентацией! То есть, ежели вам попадется соискатель, не знающий, как начинать свою карьеру, на какие позиции претендовать, сколько денег хотеть и т.д. – вы не сочтете зазорным его сориентировать, а так же посоветовать, как лучше вести себя на собеседовании! Так-то, и это не выдумки! Вам придется все это делать, если вы вдруг втемяшите себе в голову мысль про гуманизм и проч.
Ок, я не пугаю вас, просто хочу, чтобы вы лучше понимали, что стоит за этими простыми словами – «соискатель тоже человек».
итак, выпроваживая посетителя, вы перестанете обещать ему, что свяжетесь с
ним в любом случае. Вы вдруг поймете, что обычно связываетесь только при положительном решении, и будете обещать именно это. Так и будете говорить – дескать, до четверга определяемся в кандидатах, в четверг принимаем решение, в случае положительного решения мы с вами свяжемся. И еще будете акцент делать – а вот если не связались в четверг, значит все, сделали выбор в пользу другого кандидата. Опять же, станете проявлять заботу о самооценке соискателя (!), объяснять, что выбор идет не по принципу «хороший-плохой», а по критерию большего совпадения с требованиями заявки, и сравниваются не только профессиональные знания и навыки, но и то, насколько конкретный кандидат подходит конкретному начальнику. Чтобы, стало быть, человек не чувствовал себя отвергнутым и обиженным. И срок раздумий будете называть конкретный и небольшой, чтобы кандидат иллюзиями не тешился, в случае чего, другие предложения рассматривал. Во как!
Вот так-то! Теперь понятно, к чему приводит непозволительное увлечение модными идеями? Вот и я про то же – нельзя считать соискателя человеком, иначе все, все придется менять, совсем по-другому работать, как будто не профессионалы мы, ужас внушающие, а так, практиканты какие-то зеленые. А это – негоже.
;)))
Первоисточник — www.hr-journal.ru