Автор статьи:
После недавнего объявления о ликвидации “Службы 77” гендиректор компании Алексей Крол в одном из интервью сказал: “За эти два года мне пришлось столкнуться со столькими трудностями, что я один теперь стою целого McKinsey”. Как показывает опыт, руководители неудавшихся проектов чаще всего не остаются без работы. И не только потому, что управленцев на рынке не хватает.
Провальный проект — понятие не абсолютное. А тем более “виновник” неудавшегося проекта. Реальными виновниками могут быть “сложившиеся обстоятельства”. “Если есть просчеты в стратегии и реализации проекта, то основной груз ответственности, безусловно, ложится на менеджера, который им руководил, — считает партнер компании «Росэксперт» Игорь Шехтерман. — Однако часто большую роль играют субъективные обстоятельства, которые от самого менеджера не зависят. Например, акционеры не дали обещанных инвестиций либо коренным образом изменилась ситуация на рынке”.
Однако провальный проект из резюме не выкинешь. И если главная проблема менеджера — правильно себя спозиционировать на рынке, то его потенциальному работодателю необходимо понять, насколько велика “заслуга” менеджера в неудаче и насколько полезен негативный опыт кандидата.
По мнению управляющего партнера компании “Суворова и партнеры” Ольги Суворовой, отношение к подобным ситуациям со стороны работодателя двойственное. “С одной стороны, понятно, что для того, чтобы топ-менеджер состоялся, он должен приобрести опыт поражений: в такой ситуации человек учится значительно быстрее и становится сильнее, поэтому пословица «за одного битого двух небитых дают» действует безотказно”. С другой стороны, продолжает Суворова, ни один работодатель не хотел бы, чтобы менеджеры учились на его бизнесе.
Какой опыт ценен
Алексей Крол называет работу в компании “Служба 77” сплошным решением кейсов. “В «Службе 77» мне пришлось наступить на множество всяких граблей, — говорит Крол. — Это дает большой опыт в понимании того, как надо и как не надо делать”. Крол считает, что неудача “Службы 77” не повредила ему. По словам менеджера, он уже получил несколько интересных предложений. Правда, он пока не знает, захочет ли снова выступать в роли наемного менеджера.
“Года два у меня был проект компании, занимающейся прямыми инвестициями”, — рассказывает Крол. За эти два года, пока проект был заморожен, он приобрел новый полезный опыт работы наемным менеджером. Но теперь предпочел бы находиться с другой стороны баррикад, т. е. выступать в роли инвестора.
Бизнес в России очень молод, даже настоящие профессионалы из числа тех, кто в бизнесе уже давно, со многими вещами сталкиваются впервые, считает Крол: “Когда этот опыт есть, то ты не экспериментируешь, а знаешь, как должны быть решены многие проблемы”.
Когда Альфа-банк начинал свой масштабный розничный проект “Альфа Банк Экспресс”, подобного опыта на рынке не было. С первым руководителем проекта Мачеем Лебковски компания рассталась незадолго до окончания контракта. Представители компании говорили, что в целом менеджер справился с задачей, но потенциал проекта был реализован не в полной мере. “Мы расстались с Мачеем Лебковски хорошо и поблагодарили его за то, что он сделал. Я считаю, что претензий друг к другу у нас быть не должно. Просто в какие-то моменты у организации могут поменяться приоритеты”, — говорит Руслан Ильясов, директор по персоналу Альфа-банка. В том же году Лебковски пригласили во Внешторгбанк, и он вновь возглавил розничный проект.
“В некоторых случаях, напротив, для компании может быть плюсом то, что человек уже «набил шишки» на подобном проекте в другой компании, — считает Шехтерман. — Профессиональный менеджер учтет предыдущий опыт и постарается обойти острые углы, с которыми однажды столкнулся”.
Очень многие успешные менеджеры считают свой отрицательный опыт ценным. Председатель совета директоров сети “Магазины горящих путевок” Андрей Озолинь к числу таких полезных неудач относит проект турфирмы “машина времени”, где образ самого имени и позиционирование фирмы не совпадали. Возможно, поэтому Озолинь считает себя лояльным к ошибкам других менеджеров. “У нас есть примеры, когда люди росли с нуля и, естественно, совершали много ошибок”, — говорит Озолинь.
Президент группы компаний DPI Евгений Бутман с