В последнее время все больше и больше фирм используют в работе программы автоматизации бухгалтерского учета. Одной из программ, лидирующих в данной области на российском рынке программного обеспечения, является продукт фирмы «1С» — «1С:Бухгалтерия» (ниже рассматривается «1С: Бухгалтерия» Проф. версия 6.0 для Windows 95 фирмы 1С).
Данная программа удобна для организации автоматизированной бухгалтерии небольшого предприятия.
Первое, что хотелось бы отметить, — в отличие от многих подобных программ, «1С:Бухгалтерия» поддерживает оконный интерфейс Windows. Соответственно, пользователь получает все удобства работы в Windows: возможность открывать несколько окон, копирование данных через буфер обмена, настройка диалогов, редактирование форм документов. Также следует отметить, что документ, созданный в среде Windows, при распечатке получается значительно красивей, нежели документ, созданный в DOS.
После установки на компьютер и запуска программы, появляется стандартное окно Windows, содержащее панели меню и командных кнопок.
Меню «1С:Бухгалтерии» содержит следующие пункты:
Перед началом работы бухгалтеру необходимо откорректировать план счетов для своего предприятия («Операции» а «Счета»). Здесь можно:
а также некоторые другие дополнительные установки.
Для удобства работы можно заполнить список корректных проводок («Операции» а «Корректные проводки»): компьютер будет сверять все вводимые проводки с данным списком.
После настройки счетов можно уже приступать к введению остатков по счетам. Делается это в журнале операций («Операции» а «Журнал операций») соответствующей проводкой по необходимому вам счету в корреспонденции со вспомогательным счетом «00».
Чтобы упростить ввод некоторых стандартных операций, состоящих из группы проводок можно ввести типовую операцию («Операции» а «Типовые операции»). Вы заносите название операции в соответствующий список, производите настройку (ввод проводок, формул расчета итогов, комментарии и т.д.) и впоследствии можете использовать ее, изменяя только сумму по данной операции.
Очень важной частью программы является возможность создавать и редактировать документы («Операции» а «Документы и расчеты»). Занеся в список название нового документа, Вы получаете возможность:
Основная работа происходит в журнале хозяйственных операций. Если он содержит слишком много проводок и становится неудобным для просмотра, — можно задать промежуток времени, проводки за который будут отображаться в журнале («Операции» а «интервал операций:»). Здесь же можно задать разделение основного журнала операций на несколько разделов для удобства использования.
Два последних пункта меню «Операции» позволяют удалить операции за определенный период времени, а также изменить номер журнала для проводок, отобранных по различным признакам (счет, содержание и т.п.).
Меню «Действия» предоставляет набор основных операций (копирование, замена, поиск и т.д.) необходимых при работе в «1С:Бухгалтерии». Его пункты и их количество изменяются в зависимости от окна, с которым в данный момент работает пользователь.
Следующее меню «Отчетность» содержит основные выходные формы для составления, а также пункты анализа счетов и субконто по различным категориям. Здесь же находится пункт «Расчет итогов», который позволяет рассчитать итоги по журналу операций для заполнения выходных форм, а также установить период, за который нужно выдать отчет. «1С:Бухгалтерия» предлагает два вида расчетов: основной и временный, то есть расчет за квартал, либо за произвольный промежуток времени соответственно.
Для настройки программы есть меню «Сервис».
Пункт «Общие параметры:» позволяет задать краткое наименование предприятия, установить рабочую дату, шрифты, а также количество знаков в счете и субсчете.
Далее, в соответствующем пункте, можно задать параметры отчетов (вывод параметров субконто, включение данных по субсчетам и валютам и т.д.).
В следующем пункте вы можете изменить настройки параметров печати отчетов, такие как верхний и нижний колонтитул, сжатие документа и его поля. Установки принтера можно изменить в пункте «Принтер».
В пункте «Параметры журнала операций» можно задать вид суммы, копирование данных при вводе следующей проводки, настройки ввода проводок и переключения между журналами.
Если Вы опасаетесь потери информации при сбое компьютера, то пункты «Сохранение данных:» и «Восстановление данных:» помогут вам создать резервную копию вашей базы. Также программа позволяет создать архив данных. Для этого существует соответствующий пункт «Архив документов».
Настоящим бухгалтерам меню «Сервис» позволяет задать пароль.
Последние три пункта этого меню позволяют рассчитывать и контролировать данные. Первый пункт — «Калькулятор» для тех бухгалтеров, которые не успели запастись оными. Второй пункт «Табло». Здесь Вы сможете задать параметр, значение которого хотели бы контролировать при работе с журналом операций. В похожем пункте «Табло счетов» можно, соответственно, задать счета, если необходимо постоянно получать информацию об остатках на начало и конец, а также об оборотах по ним.
Два последних меню присутствуют практически во всех приложениях для Windows.
Меню «Окна» позволяет расположить или закрыть окна. Пункт меню «Окно сообщений» будет содержать информацию о расчетах и ошибках формул в созданных вами произвольных формах. Также в этом меню отображаются названия всех открытых окон.
Последнее меню «Помощь» содержит краткую информацию по всем пунктам меню, а также информацию о версии программы.