Автор статьи: Владимир Михайлович Родионов
>
Автор: эксперт Владимир Михайлович Родионов, Финансовая Академия приправительстве Российской Федерации.
Факторинг — это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг).Внедрение факторинга в хозяйственный обиход связано с появлением <второго дыхания> у старого, как мир, коммерческого кредита, при котором продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа.
Коммерческий кредит в известной мере заменяет традиционный банковский кредит, поскольку одни предприятия при реализации товаров выступают в качестве непосредственных кредиторов, а другие — в качестве заемщиков. Практика показала, что кредиторы из числа промышленных предприятий имеют, как правило, хорошее финансовое положение и более легкий доступ к банковским ресурсам. Получая банковские ссуды, такие предприятия, в свою очередь, предоставляют отсрочку платежа предприятиям-покупателям и … тут-то и встает со всей неизбежностью вопрос о риске, являющемся неотъемлемой частью любой кредитной операции.
Этот риск бывает связан не только с отсрочкой платежа, но и с неоплатой товара вообще. Поэтому в странах развитой рыночной экономики столь серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделов банков как раз и призвана решать проблемырисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками ипокупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
Что же представляют собой факторинговые операции? Какие в них участвуют персонажи?
Слово «factor» в переводе с английского означает маклер, посредник.С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям.Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.
Факторинговые компании, кроме собственно факторинга, оказывают обычно еще и ряд сервисных услуг, таких как постановка бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, ведениедебиторской бухгалтерии, аудит, подготовка разнообразной статистики (обзоров, сводок и т. п.).
Факторинговые компании чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют привлечения крупных денежных средств, которыми сами факторинговые компании изначально не обладают, а получают их от <родительского банка> на условиях льготногокредитования. Собственные средства факторинговых компаний обычно составляют не более 30% всех их ресурсов.
итак, в факторинговых операциях участвуют три стороны:
— факторинговая компания (или факторинговый отдел банка)— специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
— клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
— предприятие (заемщик) — фирма-покупательтовара.
Факторинговые услуги предоставляются <без финансирования> или <с финансированием>.
В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.
Bo-втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т. е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательства возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.
Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа.
Получив заявку предприятия, факторинговая компания внимательно изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка. Анализу подвергаются также балансы предприятия за последние годы и отчеты о финансовых результатах.
Особое внимание обращают на число покупателей и на характер деловых связей предприятия, могущих носить постоянный или случайный характер.
Такой анализ длится обычно одну-две недели. Затем компания либо дает свое согласие, либо отказывается от обслуживания данного клиента.
Если предпри