Автор статьи: Печерский Александр
В настоящее время не вызываетсомнений значимость задач финансового анализа и менеджмента на крупныхпредприятиях. большинство крупных компаний имеют собственныеаналитические отделы и дополнительно привлекают внешних консультантовдля оценки инвестиционных проектов, финансового анализа и построенияпрогнозных моделей, не говоря уже о системном анализе припроектировании систем управленческого учета, внедрении корпоративныхинформационных систем. совершенно по-другому состоит дело с изучениемсостояния и потребностей в решении задач финансового анализа средипредприятий малого и среднего бизнеса. Здесь информации явнонедостаточно. Существует мнение, что для указанного класса предприятийзадачи инвестиционного и финансового анализа вообще неактуальны.
В связи с этим возникла идеяпроведения комплексного исследования потребностей предприятий малого исреднего бизнеса Москвы и Московской области в области задачинвестиционного и финансового анализа, спроса на консультационные,образовательные услуги в этой области, а также спроса на аналитическоепрограммное обеспечение. Заказчиком исследования а также авторомтехнического задания на его проведение являласьисследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ»,исполнителем – Кафедра математической экономики МосковскогоГосударственного института Электроники и Математики.
1. Характеристика выборки
В исследовании приняло участие145 компаний. Результаты обработки анкет размещены в электронной базеданных, включающей контактную информацию компаний. На первом этапеработы были проведены глубинные интервью с руководителями 15 компаний.Компании для проведения глубинных интервью были выбраны по принципупримерно равного представительства по размеру оборота.
большая часть выводов,сделанных по итогам этапа глубинных интервью подтвердилась в ходевторого этапа – анкетного телефонного опроса 130 компаний.
Малые фирмы (оборот до 1 млн.долл. в год) – 80, небольшие компании – 54 (оборотот 1 до 10 млн. долл. в год) – 54, средние (оборот от 10 до100 млн. долл. в год) – 11 компаний.
Распределение по видам бизнесаможно провести следующим образом: производственные компании –54; торговые –39; компании сферы услуг – 44; банки,финансовые, консультационные компании – 8.
На третьей диаграммераспределение по сферам деятельности. Здесь наибольшеепредставительство получено в строительстве (18%), бытовой технике(17%), машиностроении (12%), и развлечении и туризме (11%).
Одной из целей исследованиябыло получение информации от лиц, наиболее компетентных в вопросахфинансового анализа и планирования в рамках данной организации.
В результате респондентамистали в 38% случаев – главные бухгалтера, в 22% — директора,в 17% — финансовые директора, в 9% — руководители коммерческих отделови отделов развития, в 14% — программисты и сотрудники финансовыхотделов.
2. Анализ актуальности задачинвестиционного и финансового анализа.
Анализ глубинных интервьюпоказал, что в малых компаниях, которых большинство в выборке,аналитические задачи решаются в рамках бухгалтера или единоличнодиректором. Рост оборота до уровня 500-600 тыс. долларов в год обычносопровождается появлением финансового директора, а переход в группунебольших компаний при сроке жизни более 3 лет –формированием собственного финансово-планового отдела.
На следующей диаграмме видно,что 80% компаний – участников опроса признали актуальностьдля себя хотя бы одной задачи экономического анализа. Из 145 компанийтолько 27 (20%) заявили, что никакие задачи экономического анализа неявляются для них актуальными. 22 из этих 27 являются компаниями малогобизнеса. При этом среди средних компаний – «неактуальных» нет.
На следующей диаграмме можноувидеть, что с ростом бизнеса от малого к среднему актуальность всехзадач анализа пропорционально повышается, затем происходит как бынасыщение потребности и в среднем бизнесе сильно возрастает толькоинтерес к внедрению систем управленческого учета.
итак, можно смело утверждать,что финансовые аналитики необходимы большинству предприятий каксреднего так и малого бизнеса.
В ходе исследования былапроверена гипотеза о том, что основ