Автор статьи: Кром Елена
До самого недавнего времени российские холдинги формировались достаточно бессистемно. Основным мотивом приобретения активов было то, что они дешево стоили, — понятно, что на такой основе эффективной организации не построишь. Однако к настоящему моменту дешевых активов практически не осталось и, кроме того, проявилось два новых фактора: усиление конкуренции между российскими компаниями и глобализация.
Отечественный бизнес все чаще сталкивается на своих рынках с международными компаниями, и, чтобы выдержать соревнование с ними, надо добиваться такой же эффективности, вкладывать серьезные средства в качество продуктов и технологии. Как отмечает генеральный директор исследовательско-консультационной фирмы " Альт" Александр Печерский, "у российских групп очевидно не хватает денег, чтобы сделать конкурентоспособными все представленные в них направления бизнеса. Соответственно, жизненно необходимо определить, какой бизнес является для группы "своим" на долгую перспективу, и отсечь лишнее". Словом, внешняя среда заставила российские конгломераты остановить процесс бессистемного накопления активов и задуматься. Из хаоса появились более-менее осмысленные подходы к формированию групп.
Строго говоря, наметилось два базовых подхода. Первый заключается в том, что группа считает себя способной находить недооцененные рынком активы, повышать их стоимость в процессе управления и в удачный момент продавать. Такая группа может иметь собственность в разных отраслях экономики, если эта собственность обладает главным качеством — потенциалом роста стоимости. Второй подход — производить определенную линейку продуктов, оставаясь в рамках одной отрасли. В этом случае холдинг не может продавать активы, необходимые для производства "своего" продукта, и настроен на длительную их эксплуатацию.
Операционные задачи и методы работы в первом и втором случаях принципиально отличаются. Соответственно, группы, оказавшиеся где-то посередине между разными подходами, не выбравшие ни один из них, вряд ли окажутся жизнеспособными.
Купить, чтобы продать
В России уже сформировалась группа конгломератов, покупающих активы с целью повышения их стоимости и перепродажи. "Такие образования еще не являются в полном смысле фондами прямых инвестиций, — отмечает Александр Печерский, — но, безусловно, близки к ним". Одним из первых конгломератов, четко заявивших о себе как об инвестиционной корпорации стал "интеррос". Генеральный директор " интерроса" Андрей Клишас в интервью корреспонденту "Эксперта С-З" назвал свою компанию частным универсальным фондом — "мы находим отрасли экономики либо недооцененные в силу разных обстоятельств, либо оцененные справедливо, но имеющие большой потенциал развития, и инвестируем в них средства. Если в какой-то момент времени цена актива кажется нам оптимальной — мы его продаем". Схоже действует АФК "Система". Как сказал корреспонденту "Эксперта С-З" руководитель департамента стратегического анализа и планирования этой группы Юрий Беломестнов, "мы не структурированы как классический фонд прямых инвестиций ни юридически, ни организационно, но головная компания использует в своей работе многие принципы указанных фондов". Также близки к фондам прямых инвестиций группа МДМ, "Альфа-Групп" и некоторые другие.
Действия групп — инвестиционных фондов в отношении своих активов обусловлены главной целью, названной выше: выгодной перепродажей. Андрей Клишас назвал одной из основных сегодняшних задач "интерроса" достижение того, чтобы "наши компании были понятны для инвестора. Они должны четко заявить, в чем состоит их бизнес и за счет чего они завтра будут стоить дороже". Такую же цель ставит АФК "Система": по словам Юрия Беломестнова, они "намерены сделать корпорацию более понятной для мировых финансовых рынков и стратегических партнеров". Реализация таких планов займет не один год — большинство российских компаний, в том числе входящие в инвестиционные группы, не привыкли быть публичными и, что еще важнее, не имеют продуманных стратегий, то есть им, по сути, не о чем "четко заявлять". Проще будет с реализацией технической задачи, яв