Автор статьи: Олег Петров
>
Одна из наиболее острых проблем крупных российских компаний — их низкая управляемость и недостаточная (по мировым стандартам) эффективность. Даже в высокотехнологичной отрасли, одном из самых продвинутых секторов российской экономики, производительность труда, по данным компании McKinsey, составляет около 18% от уровня зарубежных компаний аналогичного профиля деятельности. У этого явления есть множество причин, связанных с предысторией развития компаний, структурой собственности, традиционно сложившимися методами управления, «российским менталитетом», недостаточно развитой инфраструктурой ведения бизнеса. Так или иначе перед компаниями стоит задача повышения их управляемости и эффективности.
Возможное решение этих проблем — переход к использованию современных управленческих технологий: стратегического, оперативного и финансового менеджмента. Наука об управлении рассматривает следующие стадии процесса управления компанией: диагностика проблем — постановка целей — выработка спектра возможных путей достижения целей и решения проблем — сопоставление и оценка вариантов решений — выбор оптимальных решений — их реализация — сопоставление достигнутых результатов с поставленными целями — циклическое повториние предыдущих этапов.
Осуществление описанного цикла напрямую зависит от наличия в компании внутренней инфраструктуры для поддержки этих процессов. Инфраструктура включает коммуникационные и информационные каналы, компьютерные базы данных, средства анализа данных и принятия решений. Очень много значит и присутствие в компании профессиональных менеджеров, понимающих сущность этих задач и способных реализовать управленческие процессы.
Однако управленческая проблема состоит в том, что в открытой, развивающейся, «живой» организации постановка задачи создания информационной архитектуры не может быть окончательной. По этой причине руководитель информационной службы не может быть просто хорошим техническим специалистом. Он должен быть в первую очередь стратегически мыслящим менеджером, разбирающимся в бизнес-процессах компании и способным предусмотреть различные варианты ее развития.
Традиционные «автоматизаторы» — начальники отделов АСУ и технические директора, годами работающие в бизнесе, без сомнения, способны решать локальные инфраструктурные задачи и задачи, связанные с построением систем автоматизации. С одной оговоркой — если эти задачи будут точно и однозначно поставлены на их языке, на языке технических специалистов.
С другой стороны, специалисты, хорошо понимающие суть процесса управления, — первые лица компании (генеральные, исполнительные, финансовые директора, директора по организационному развитию) — зачастую не владеют технической стороной дела, не готовы к постановке задач в технических терминах, не способны выразить их в виде элементов технического задания (ТЗ). Иными словами, вопрос построения эффективного управления в компаниях начинает напрямую зависеть от способностей специалистов разного профиля понимать друг друга, разговаривать на одном языке, переводить постановки управленческих задач в конкретные формулировки ТЗ и подходить к разработке самих этих ТЗ на многовариантной сценарной основе.
Достаточно ли решения этой проблемы для того, чтобы посредством информационных технологий повысить эффективность бизнеса? Увы, нет. Нужна еще совместимость менталитетов первых лиц бизнеса и лица, ответственного за информационные структуры компании, сходство в стратегическом мышлении, способность к целостному, системному восприятию бизнеса компании.
Ответом саморегулирующегося бизнес-сообщества на этот вызов времени стало введение в компаниях должности CIO (Chief Information Officer, директор по информационным технологиям) — человека, обладающего системным стратегическим взглядом на бизнес, объединяющего компетенции менеджера и специалиста по управлению растущими информационными потоками и постоянно усложняющейся инфраструктурой.
Эффект от деятельности CIO определяется позиционированием этого руководителя в компании, выделенной ему сферой ответственности (неразрывно связанной с полномочиями) и уровнем его владения инструментами управления, в том числе стратегическими.
За что отвечает CIO
CIO принимает на себя ответственность не только за формирование инфраструктуры для создания единой информационной системы предприятия и за создание самой системы. Он также отвечает за организацию всех информационных потоков внутри компании и отчасти за ее представление во внешней (виртуальной) среде. CIO становится своего рода «информационным дизайнером» компании, обеспечивающим надежной информацией не только всех функциональных специалистов компании, но и руководителей высшего звена.
Впрочем, существуют различные взгляды на роль CIO. Вот как представлена сфера ответственности современного CIO в материалах исследовательской компании Gartner Group:
Сферы деятельности |
Компетенция CIO |
Бизнес-процессы |
информационная поддержка бизнес-процессов, связанных с совместной работой топ-менеджмента (бизнес-планирование, поддержка информационного обмена и принятия решений) |
Разработка ИT-приложений |
Организация новых и поддержка существующих разработок, ведущихся на предприятии, и общая координация разработок, ведущихся в различных бизнес-подразделениях |
ИT-инфраструктура и архитектура информационной системы |
Оперативное управление инвестициями в ИТ, а также поддержка ранее сделанных инвестиций и обеспечение их эффективности |
Выбор разработчиков |
Принятие решений о собственной разработке либо привлечение внешних исполнителей в порядке аутсорсинга |
Рыночные партнерства |
Установление стратегических отношений с ключевыми поставщиками и консультантами в области ИT |
Распространение и применение ИT-технологий |
Обеспечение широкого использования ИТ, которые облегчат потребителям и поставщикам ведение бизнеса с данной компанией, а также помогут увеличить доходность и прибыльность бизнеса |
Удовлетворение потребителей |
Взаимодействие с внутренними и внешними клиентами с целью обеспечения их постоянной удовлетворенности услугами ИT-подразделений |
Обучение |
Организация обучения всех пользователей, с тем чтобы они продуктивно использовали существующие и новые системы |
С точки зрения Школы ИT-менеджмента АНХ сфера ответственности современного CIO выглядит несколько иначе:
Опубликовано в журнале «Intelligent Enterprise Russia»