Автор статьи: Макарова Елена
Прогнозирование это попытка оценить будущее финансовое состояние компании, которое зависит от сочетания ряда неопределенностей. Поэтому будущее представляется для нас в нескольких сценариях.
Сценарий это система предположений о поведении ряда неопределенностей и их сочетании в будущем.
Логично предположить, что первым сценарием рассматривается вариант, что все останется неизменным, т.е. "как есть сейчас", и тогда текущие показатели экстраполируются в будущее.
Одним из вопросов тогда встает — как другие сценарии появляются и с какими проблемами сталкивается аналитик?
В процессе выработки сценария можно выделить ряд последовательных действий:
- Оценка текущего состояния компании
- Определение критериев достижения цели:
- Требования или ограничения внешней по отношении к компании среде, которые могут включать в себя требования окружающей среды, характеризующиеся критической неопределенностью или предопределенностью (инфляция, политическая ситуация и т.д.), так и прогнозируемые ситуации (требований кредиторов, государства).
- Целевые ориентиры, задаваемые пользователями прогноза (собственники, менеджеры), учитывающие их ожидания и выраженные в определенных критериях достижения цели (рост объема продаж или стоимости компании, выход на мировой рынок и т.п.).
- Выявление и учет системы переменных, которыми может оперировать аналитик:
- Система показателей описывающих финансово-хозяйственную деятельность компании (доходы и затраты). Сбор и анализ этих показателей описан максимально подробно во множестве пособий, описывающих технологию подготовки исходных данных для расчета инвестиционных проектов, поэтому подробно не останавливаюсь.
- Критические точки, которые иначе можно называть как проблемные точки и точки роста (новых возможностей). Эти переменные выявляются в процессе диагностики компании, т.е. переосмысления текущего состояния компании.
Выполняя все необходимые действия, аналитик сталкивается с рядом методических задач:
- Текущую ситуацию нужно оценить, поэтому существует система оценок и показателей (критериев описывающих точки контроля).
- Обычно оцениваются и анализируются следующие факторы развития компании:
- Бизнес, т.е. конкурентоспособность продукта и продуктового набора
- Технология, включающая в себя анализ эффективности подразделений, технологических переделов и операций, оборудование, структура имущества
- Персонал, с точки зрения дееспособности менеджмента, организационной структуры и системы коммуникаций компании.
- Затраты — структура текущих и инвестиционных затрат, формирование оборотного капитала
- внешний мир — структура собственности, политическое и законодательное окружение
- Для оценки будущего компании при условии, что все остается "как есть сейчас" необходимо оценить тенденции изменения факторов.
- При прогнозировании тенденций необходимо учитывать риск или вероятность событий.
- На каждом шаге по выработке сценариев приходиться взвешивать изменения, возвращаясь вновь и вновь к перечню факторов (спираль).
- В случае, если сценарий "как есть" не удовлетворяет требованиям критериев достижения цели, необходимо найти причины — проводится диагностика.
- При проведении диагностики информация в месте идентификации проблем дополнительно детализируется.
- Анализируя факторы развития компании, необходимо учитывать их взаимосвязь: изменения в одном неизбежно влекут изменения в прочих, например выход на мировой рынок, требует учета не только изменения валюты цены продукции, но и изменения в структуре затрат — будут увеличиваться коммерческие расходы, измениться численность, потребуется сертификат качества и т.д.
- Необходимо представлять качественные цели в количественном измерении, например, изменения требований к качеству, повлечет за собой
изменения в доходах за счет возможного повышения цены продукции, а также изменения в составе затрат — увеличение стоимость закупки материалов или изменение состава поставщиков, возможно, потребуется отказаться от собственного производства некачественной детали и приобретения детали на стороне, с учетом изменений в технологической цепочке и соответственно составе затрат. - Поиск новых возможностей приводит к генерированию множества сценариев. Необходимо ограничивать число сценариев, рассматриваемых одновременно, используя сито критериев, как основных критериев достижения цели, так и более детальных.
Одним из самых удобных способов построения прогнозов и выбора сценариев можно считать метод моделирования. Тогда вопрос сравнимости сценариев решается в случае использования единой модели для оценки каждого из сценариев.
Первоисточник — www.altrc.ru