Автор статьи: Юрий Николаевич Грачев
>
Автор: эксперт Юрий Николаевич Грачев,специалист-практик по внешнеэкономическойдеятельности, организации и техникевнешнеторговых операций и внешнеторговыхдокументах; владелец экспедиторской фирмы.
Схематично эволюцию системы государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности (ВЭД) можно представить в следующем виде:
1. Период до 1987 года. Существовала государственная монополия навсе внешнеэкономические операции, осуществляемые через Министерствовнешней торговли (МВТ) и Государственный комитет по внешним экономическим связям(ГКЭС).
2. Предоставление в 1987 году права ведения ВЭД ряду отраслевыхминистерств и ведомств с одновременной передачей им профильных объединений МВТ и ГКЭС с их реорганизацией в Министерство внешних экономических связей (МВЭС).
3. В 1991 году происходит дальнейшая либерализация ВЭД с одновременным созданием <института спецэкспортеров> для стратегически важных сырьевых товаров,регистрацией участников ВЭД с выдачей им специальной учетной карточки и занесением предприятия в специальный реестр суказанием разрешенной номенклатурой экспорта.
4. С 1993 года и по настоящее время происходит продолжение процесса либерализации ВЭД: отменяется система регистрации, упраздненопонятие <спецэкспортеров>, сокращены списки лицензируемых экспортныхтоваров, отменены экспортные пошлины на большинство товаров, снижаются ввозные пошлины и т.д. Этообусловлено, во-первых, решением России стать членом Всемирной торговойорганизации (ВТО), а во-вторых, как следствие, реформой российскойтаможенно-тарифной политики.
Цели и задачи государственного регулирования ВЭДможно свести к следующим:
1. Фискальная задача. Увеличение доходной части бюджета, привлечение в экономику валютных средств извне, создание как можно большего положительного сальдовнешней торговли. В последние годы положительное сальдо внешней торговли России росло достаточно быстрыми темпамиза счет опережающего роста экспортной выручки при одновременномсохранении объема импорта (или даже иногда его небольшом сокращении).
2. Протекционистские цели. Это прежде всего защита отечественногопроизводителя от зарубежных конкурентов (временная или постоянная),демпинговые и антидемпинговые процедуры, гибкое регулирование экспортных и импортных пошлин. В качестве примера можно привести изменениеэкспортных пошлин на нефтепродукты при резких колебаниях внутреннегоспроса, изменение экспортных пошлин на уголь, для защиты отечественныхпроизводителей повышение импортных пошлин на медикаменты, сахар идругие, производимые в России, товары.
3. Стимулирующая (преференциальная) задача. Заключается в системе льгот для экспортеров или импортеров той или иной продукции, определяемых на конкретный момент (например, экспорт машин и оборудованияили импорт ядохимикатов для сельского хозяйства); возврат поставщику НДСпри экспорте своей продукции; система дотаций отдельным отраслям промышленности при экспорте.
Говоря сегодня о механизмах государственного регулирования ВЭД в России, их можно свести к следующим основным направлениям:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифное регулирование.
Таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта в той или иной степенисвойственно всем без исключения странам. Степень <жесткости> этого регулированиязависит от степени развития страны, открытости ее экономики и ее места в мировой экономической системе.
Регулирование состоит из системы таможенных пошлин (экспортных и импортных). Величина (размер) пошлины на тот или иной товар называется ставкой таможенной пошлины. Совокупность ставок сведена в таможенный тариф. Этот свод пошлин не является неизменным, он может изменяться в зависимости от ситуации навнешнем или внутреннем рынках. Величина ставок определяется Правительством РФ.
Система является гибкой, и ставки регулярно пересматриваются. пошлины делятся на специфические (пошлина взимается за единицу веса, объема или количества продукции) и адвалорные (ставка таможенной пошлины взимается в процентах от таможенной стоимости товара).
Под таможенной стоимостью товара понимается декларированная в грузовой таможенной декларации (ГТД) стоимость экспортируемого или импортируемого товара. При этом таможенные органы по их усмотрению в случае возникновения сомнений в истинности заявленной