Автор статьи: Дука Борис
Все организации рано или поздно сталкиваются с проблемой выбора: какое направление бизнеса является приоритетным, куда вкладывать деньги. Будучи нерешенной или решенной неправильно, проблема выбора приводит к проблеме отсутствия денег, как таковых.
В России, традиционно многие промышленные предприятия производят несколько видов различной продукции, каждый из которых имеет свои рынки сбыта. За последние 10 лет у многих объемы продаж упали, у кого в 2 раза, у кого на 2 порядка. В этой кризисной ситуации руководители стали задавать себе (или консультантам) вопрос: "Каковы должны быть критерии ликвидации или продажи отдельного направления деятельности (бизнеса)?", "Стоит ли открывать новые бизнесы, и если стоит, то как определить какие именно?".
Например, одно из предприятий, выпускающее бытовую технику, за последние несколько лет было вынуждено на порядок снизить объемы производства. В результате ? всех производственных площадей и оборудования оказались невостребованными, проще говоря, простаивали, что естественно вело к росту постоянных расходов на единицу продукции.
Руководство предприятия видело решение проблемы в организации на производственных площадях завода новых производств различной продукции, которая имеет неплохую ликвидность на рынке. Прельщало то, что часть необходимого оборудования уже имелось и загружено не было. Свободными денежными средствами завод не располагал, банки кредит не давали и для создания новых бизнесов были привлечены средства и люди, которые были задействованы в производстве основной продукции. В результате, практически одновременно, в течении года, предприятие закупило соответствующее оборудование и организовало производство продуктов питания, производство по деревообработке и производство сельхозтехники.
Однако, ввиду того, что на заводе никогда раньше не выпускали подобную продукцию, были проблемы с ее качеством. Невысокое качество и незнание соответствующей специфики продаж привели к затовариванию, а значит и дефициту оборотного капитала.
Одновременно стали снижаться объемы продаж основной продукции. Причинами этого являлись практически полное отсутствие рекламы, слабое развитие модельного ряда. Руководство предприятия разводило руками: "Нет денег на запуск рекламной компании и раскрутку торговой марки. Не хватает грамотных специалистов, как технических, так и продавцов". Не хватало, как раз тех ресурсов, которые были вложены в организацию новых бизнесов.
Директор завода хотел сохранить производственные мощности. Он думал не только о том, как развивать основной бизнес, он еще терял время на поиски: как все мощности загрузить. идея загрузить оборудование любым путем, в том числе путем создания новых производств — это распыление ресурсов. Потому что цель бизнеса — не загрузка мощностей, а выпуск рентабельной продукции.
Безусловно, многие предприятия за счет загрузки персонала и мощностей непрофильной продукцией в краткосрочной перспективе улучшают свое финансовое положение. Однако, мы считаем, что в большинстве случаев это кратковременное улучшение.
Загружая мощности, мы боремся не с проблемой, а с ее следствиями, иными словами — лечим симптомы, а не саму болезнь. Первичным является то, что большая часть продукции, которую выпускали наши заводы, уже не нужна, инфраструктура избыточна, производительность труда в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах. Многим российским заводам сейчас нужно не мощности загружать, а проводить реструктуризацию.
Несмотря на тяжелое, в целом, состояние российской промышленности, я берусь утверждать, что условия ведения бизнеса в России будут ужесточаться. Стоимость энергоресурсов в России и в мире через 4-5 лет выровняется. Об этом заявляли и энергетики и правительственные чиновники.
дешевизна рабочей силы — это тоже временное явление. Уже сейчас многие заводы испытывают нехватку квалифицированных рабочих и вынуждены повышать зарплату. Кроме того, эффект дешевой рабочей силы является сильно преувеличенным. Возьмите зарплату рабочего российского завода и увеличьте ее за счет менее производительного оборудования (по сравнению с развитыми странами) в 2-3 раз, потом умножьте это еще на 2 — за счет неорганизованности, безответ