Автор статьи: Рябовол В.В.
Сейчас конкуренция между производителями потребительской продукции все больше и больше выходит на уровень не продуктов, а брэндов. Бренд по своей сути понятие нематериальное, и от производителей требуется при формировании бренда создать свой круг ассоциаций, связанных с названием торговой марки, которые озволили бы этому бренду успешно конкурировать на рынке. Для оценки ассоциаций связанных с брендами используют ассоциативные исследования.
На данный момент ассоциативные исследования, в основном, проводятся на трех уровнях оценки потребителей, что, конечно, не отрицает возможность решения более частных задач:
- Первый уровень — это эмоциональные ассоциации. Выясняется, какие эмоции связаны у потребителя с той или иной торговой маркой, определяется их направленность.
- Второй уровень — уровень символов, которые ассоциируются с объектом исследования. этом уровне исследуется конкретные связи и символы, которые возникают в сознании потребителя в связи с той или иной торговой маркой.
- Третий уровень — уровень взаимосвязей между продуктами или марками.
Каждый из этих уровней применяется для решения специфических маркетинговых задач организации по оценке и продвижению бренда.
Эмоциональные исследования
Методика эмоциональных исследований заключается в том, что респондента осят оценить, какие эмоции он испытывает по отношению к марке, рекламному обращению, продукту или какой-то отдельной его характеристике. Далее в зависимости от целей исследования полученные эмоции группируются по определенным признакам.
Задача эмоциональных исследований — выяснить общую направленность восприятия потребителем предлагаемой ему продукции, бренда, рекламной кампании.
На основе эмоциональных исследований можно выяснить будет или нет предложение воспринято потребителем, будет или нет, потребитель приобретать одукцию, марку, обращаться за услугами к фирме.
Символьные исследования
Символьные исследования отличаются от эмоциональных тем, что нализируются не эмоции испытываемые потребителем, а символы. Символами могут выступать предметы окружения респондента, существующие на рынке продукты и марки, также иные символы.
Символьные исследования позволяют определить, какие конкретно образы связаны у потребителя с продукцией или маркой. Этот анализ позволяет ешить следующие основные задачи:
- Определить, какие марки (или поставщики) относятся в сознании потребителя к категории «Top of mind», то есть узнать, какие именно марки (или поставщиков) будет потребитель рассматривать в первую очередь при возникновении потребности в приобретении продукта
- Поиск наиболее эффективных образов для продвижения продукции, оценки предыдущих кампаний по продвижению
исследования взаимосвязей
исследования взаимосвязей базируются на том, что любые группы товаров, марок, символов в сознании потребителя разбиты на группы. Определив, ка группируются различные образы, товары, марки можно дать характеристику поведения отребителей в процессе принятия решений.
исследования взаимосвязей, в основном, применяются, когда требуется выяснить:
- Какие товары можно наиболее эффективно предложить потребителю в качестве одарков или дополнительных аксессуаров
- Предпочтения потребителей
большинство компаний, действующих на рыке товаров повседневного спроса, давно уже пришли к выводу, что использование ассоциативных методик очень эффективно для продвижения продукции и оценки своей позиции на рынке. Для компаний оизводящих товары длительного пользования и промышленные товары вопрос возможности менения ассоциативных методик еще до сих пор не ясен.
Тем не менее, некоторые Российские компании, производящие товары длительного пользования, начинают внедрять ассоциативные методики в свою деятельность. Одной из таких компаний является крупный российский производитель мотоциклетной техники
Компания в ходе своих исследований уделяет значительное внимание тому, как воспринимается ее марка, какие ассоциации она вызывает.
Организация использует ассоциативные исследования как для создания кампаний по продвижению, что было предпринято на международном рынке, так и для оценки своей продукции и выяснения преимуществ.
В сентябре 2000 года ИКФ «Альт» проводила для этой компании и