🔈 Давайте обсудим «сарафанное радио».
Это кошмар любого маркетолога и волшебная палочка для предпринимателя.
— откуда приходят клиенты?
— ну, по сарафану
Классический диалог с любым малым и средним бизнесом.
✅ Сначала о хорошем. Это условно бесплатный источник клиентов. Качество продукта и социальные связи делают так, что к вам обращаются с определенной переодичностью. Часто это может поддерживать компанию на плаву или даже спасти в сложные времени.
❌ В чем же проблема?
Сарафан неизмерим. Его нельзя прогнозировать, делать выводы и принимать в расчет при любой аналитике. Заметили, как много неконкретных наречий в абзаце выше? Именно поэтому сарафан нужно называть условно бесплатным. Бизнес все равно что-то сделал, чтобы приходили люди.
Разумеется, никакой магии в этом инструменте явлении нет: характеристики продукта или сервиса компании, плюс общение людей, плюс существующий спрос создают поток клиентов. Чтобы измерить и систематизировать это нужно провести дорогое и сложное исследование рынка. Его цена будет сильно выше обычных маркетинговых активностей.
Сарафанные клиенты — это еще не все клиенты. Есть покупатели, на которых действует не только чужое мнение, но и рекламная активность. См. картинку, там понятнее.
И что? Работает же!
Проблема раз. Вы не контролируете сарафан. Это значит, что если один из конкурентов изменит качество продукта или сервиса, или на рынок зайдет новый игрок, система развалится. Только вы Рыбинске можно вспомнить открытие DNS, когда даже Эльдорадо стало плохо, а некоторые местные магазины закрылись. DNS потребовалось только два месяца жесткого демпинга, чтобы отнять себе долю.
Проблема два. Бизнес не использует другие инструменты. Зачем? Все и так хорошо! Клиенты идут, соцсети можно вести в свое удовольствие, а сайт делать «чтобы был». О стратегиях развития даже не задумываются.
В лучшем случае, занимаются внутренней операционкой, но даже это редкость.
Когда наступает момент Х и нужно подключать маркетинг, часто бывает поздно.
👉 Выводы:
- Радуйтесь и цените сарафан. Занимайтесь внутренними процессами и ростом, пока он есть.
- Проверяйте рынок хотя бы раз в три месяца, чтобы не пропустить появление нового игрока. Нет, вы не всегда узнаете о нем от клиентов. Когда ваши бывшие покупатели расскажут, что ушли к другим, сарафан станет работать не на вас.
- Para bellum. Держите про запас рабочие стратегии для получения клиентов. Попробуйте разную рекламу, узнайте, сколько бюджета вам придется потратить, если нужно будет ее подключить.