Виртуозное управление ценой можно назвать одним из орудий эффективного маркетинга. Благодаря расторопной реакции на изменение рыночных цен компания вполне успешно существует в условиях безжалостной конкуренции и отчаянной борьбы за каждого потребителя. Для отслеживания ценовой ситуации на рынке кроме мониторинга цен конкурентов пока еще ничего не придумали.
Нужно признать, что в сегменте FMCG этот процесс осуществить проще всего: достаточно сделать срез цен в торговых точках. Хотя, конечно, не всё так просто, как кажется. Сопоставлять и анализировать полученную информацию, делать выводы и предпринимать соответствующие шаги – функция бренд-менеджера. А непосредственный сбор информации в нашей компании выполняют штатные мерчандайзеры. Причем дело это довольно хлопотное.
Охрана в магазинах категорически запрещает записывать цены и фотографировать полки с продукцией. На переговоры с офисными сотрудниками торговой сети и оформление документа, позволяющего беспрепятственно «снимать» цены, уходит уйма времени и сил. Тем более, зачастую такое разрешение выдается на короткий промежуток времени – на день или на два-три часа. А мониторинг цен мы проводим минимум раз в месяц, притом из-за огромного количества ритейл-операторов срез проводится в течение нескольких дней, порой недели. Так что нашим бравым мерчандайзерам приходится приноравливаться: молниеносно списывать цены, пока никто не видит; диктовать на диктофон в телефоне; договариваться с продавцами, которые помогают из дружеских или корыстных побуждений.
В принципе, с ценовой разведкой мы неплохо справляемся своими силами, поэтому я не вижу смысла в сотрудничестве с фирмами, предоставляющими услугу мониторинга цен. Собственные сотрудники гораздо лучше знают бренд и товарную группу, внимательно изучают поведение покупателей, отслеживают трейд-маркетинговую активность конкурентов, контролируют в каждой торговой точке соответствие акционной стоимости наших продуктов и проведение акций, оперативно информируют не только о ценовых, но и ассортиментных изменениях на полке.