Реклама средств массовой информации в самих СМИ — обыденное явление. Журналы рекламируют в наружной рекламе, а радиостанции по телевидению. При этом сохраняется странная тенденция, при упоминании информации взятой из сети интернет писать или говорить, в лучшем случае «По сведениям интернета:» или «В интернете появились данные о:». Так, словно сеть — это нечто маленькое и компактное, где отыскать нужный текст не составляет особого труда. Но оставим эту практику, нарушающую (между прочим) авторские права, на совести употребляющих такие туманные ссылки и поговорим о ссылках конкретных и их воздействии на посещаемость отдельно взятого ресурса.
Наиболее «чистым» примером в плане отсутствия иных источников рекламного воздействия для автора этой статьи является некоммерческий личный сервер певицы Лены Барбаш (www.lena.ru). Он был сдан в эксплуатацию в мае этого года и буквально через несколько дней появилось интервью с Леной в газете «Мегаполис-Экспресс». Певица не постеснялась вспомнить о своем представительстве в Сети и указала его адрес. Посещаемость сервера незамедлительно возросла с 5-10 заходов в день до 100 и в течение недели плавно снижалась, после чего две недели держалась на отметке 20-30 заходов. Но уже в начале июня появляется статья о певице в Комсомолке, и снова Лена говорит о своем сервере. Посещаемость 100-150 заходов в течение недели, после чего опять происходит закономерный спад до 30-40 заходов. И, наконец, в конце июня почти одновременно о Лене говорят в «Скандалах недели» и появляется еще одна статья, на сей раз в субботнем выпуске «МК». На сервер заходят до 2000 человек ежедневно, в сети появляются масса ссылок на www.lena.ru
Лене пишут до сотни писем в день, оставляют массу записей в гостевой книге, хвалят и ругают, завидуют и восторгаются. С тех пор посещаемость, конечно, снизилась, но и сейчас, через три месяца, она составляет от 60 до 100 заходов в день. При этом хочется отметить — Лена Барбаш не потратила ни одной копейки на прямую рекламу, но достигла результатов, о которых сервер среднестатистической фирмы может только мечтать. Более того, Лена не занималась рекламой сервера целенаправленно, а просто вспоминала его, что называется, «при случае».
Чтобы не замыкаться на этом случае, приведу еще несколько примеров. Упоминание сайта «игра в Identity» (www.ipclub.ru/identity) в новостях ОРТ в связи со скандалом вокруг дела военного журналиста Пасько привело на ресурс более 6000 посетителей только за один вечер. Короткая информация о PROVIDERS.Ru в передаче «интернет-кафе» увеличила число заходов на 200 человек в сутки.
Все приведенные примеры по своей сути подпадают под определение PR-акций, которые являются одним из основных инструментов маркетолога. Не секрет, что многие публикации в печати, выступления по ТВ и на радио направлены именно на рекламу компаний, так почему бы не усилить их воздействие и, заодно, не повысить посещаемость интернет ресурсов. Тем более, что необходимо всего лишь упомянуть адрес представительства в Сети.
Возникает закономерный вопрос — как осуществить необходимые действия на практике?
Во-первых, не забывать о том, что у вас есть сервер в интернете, и упоминать его в контексте любой публикации о вашей фирме. лучше всего, если этот контекст будет занимательным. Крайне желательно, чтобы сервер упоминался как источник получения дополнительных сведений, любопытных фактов и т.п.
Во-вторых, легко заметить, что отклик на публикации в различных средствах массовой информации очень неравномерен. Причиной тому служит в первую очередь аудитория самих изданий. Значит, первым делом необходимо учитывать запросы этой аудитории и, само собой, наличие у них «выхода» в интернет. Данные агентства Gallup Media показывают, что наиболее технически оснащенными является аудитория финансовых, новостных и, разумеется, компьютерно-технических изданий. Значит, именно эти издания привлекательны для публикаций в первую очередь.
Ну и, в-третьих, за интернет-адресом упомянутым в СМИ должен стоять интересный, содержательный ресурс, иначе все усилия по привлечению посетителей окажутся тщетными.