Наверное, все мы заметили, как изменились наши большие и маленькие города с приходом кризиса. Из-за дефицита финансовых средств снизилась маркетинговая и рекламная активность у большинства компаний на рынке.
Масса рекламных бюджетов «посдувалось», как пробитые воздушные шары. Даже у тех, кто, как правило, всегда имел средства на продвижение (гиганты табачной, пивной и алкогольной промышленности), сейчас не в состоянии размещать рекламу.
Нехватка рекламы сказалась и на рынке медиа и СМИ. На многих телеканалах до минимума «урезали» затратные авторские программы. Например, ведущий украинский телеканал «1+1» отказался вообще ото всех авторских проектов, приостановил закупку контента, и работает с материалами из «запасов». Анализ этих «запасов», то есть архивных материалов, свидетельствует о том, что хватит их примерно на 3 года показа. Но это все лирика… Мы не телеканал и не печатное издание. Мы те, кто раньше размещал в них рекламу, а сейчас перестали, так как денег просто нет. В итоге самая эффективная реклама для нас — маркетологов, маркететоров и рекламодателей, стала реклама бесплатная.
«Бесплатная» не означает не эффективная или плохая!!!
Хороший маркетолог может и должен извлечь максимум из бесплатной рекламы.
Но, говоря о продвижении в условиях кризиса маркетер, должен вспомнить постулат: каждый сотрудник компании должен быть своего рода маркетологом и принимать участие в продвижении своей компании. И если ранее это зачастую были просто слова, то в нынешних условиях, эти должно стать реальностью!!!
Итак, приняв за аксиому то, что продвижение компании дело каждого сотрудника, можно разделить способы продвижения «без вложения» не на традиционные категории типа реклама, носитель и т.д., а по типу сотрудников, участвующих в продвижении. Это 3 группы:
• маркетологи;
• руководство;
• рядовые сотрудники.
Задача маркетологов.
Не будем делить и ранжировать методы и инструменты, а пустим их обычным списком. Для каждой компании, они будут иметь собственное значение и эффективность, это зависит от многих факторов. Сразу замечу, что из-за того, что задачи по продвижению фирмы ограничены «бесплатным» фактором, то основная часть всех действий направленная на продвижение будет осуществляться по средствам Internet и PR.
Кстати, Internet и PR совершенно необязательно могут быть «бесплатными», но всегда ли, то за что надо платить — это хорошо? Однозначно — нет! Конечно, за деньги, работать будем не мы, а другой человек, но средства на продвижения, к примеру, в том же интернете на платной основе, которые, кстати, сейчас пользуются огромной популярностью, зачастую не нужны, если конечно бизнес компании напрямую не связан с интернетом, а ограничен только сайтом, или блогом. Больше того, некоторые из таких средств продвижения вредные а не полезные для рекламируемого продукта.
Компания «Ruметрика» провела некоторые исследования и пришла к выводу, что всплывающие окна раздражают и вызывают и негативные эмоции у 80% пользователей. А это значит, что если ваш товар рекламируется так, то это вызовет негативное отношение к товару, как и к такому типу рекламы. Это касается и SPAM-рассылок.
Openspace.ru, при оценке реакции пользователей на разные виды рекламы в интернете приводит такие данные:
• 7, 6% негативно относятся к банерной рекламе;
• 6, 6% негативно относятся к видеорекламе;
• 3, 6% негативно относятся к контекстной рекламе;
• И всего 3, 4% переходят по таким рекламным объявлениям.
А это значит, что не имеет смысла тратить средства на то, что бы только 3, 4% пользователей, увидевших вашу рекламу в сети воспользовались вашим предложением, при том, что вы потеряете почти 20% потребителей, которые не просто не перешли по ссылке, а увидев ее занесли вашу компанию, бренды и все товары в «черный список». Чего нельзя сказать о «бесплатной» рекламе, которая, несмотря на то, что бесплатная может рекламировать товар, компанию и т.д. но очень мягко не вызывая какой-либо негатив.